DataLife Engine > Политика > Российские истребители показали ВМС Украины свои возможности

Российские истребители показали ВМС Украины свои возможности

Российские истребители показали ВМС Украины свои возможности

Fasttailwind / Shutterstock.com

Лишь несколько дней прошли после бравурных заявлений представителей ВМС Украины о возможностях малых катеров для противодействия российскому флоту – и российский флот нашел наглядные контраргументы. По крайней мере, именно так можно трактовать действия всего лишь пары истребителей Су-30, предпринятые в пятницу в Черном море.

Самолеты морской авиации Черноморского флота в рамках учений ликвидировали отряд кораблей условного противника. «В ходе проведенного учения экипажи самолетов Су-24МР произвели разведку и обнаружили в море отряд кораблей, который имитировал малые ракетные катера», – уточнил глава отдела информационного обеспечения ЧФ Вячеслав Трухачев.

После обнаружения противника два истребителя Су-30СМ выполнили фактическое бомбометание по судну-мишени. Телеканал «Звезда» опубликовал видео, на котором запечатлен выход Су-30СМ на цель, его противозенитный маневр и уничтожение цели.

Случайно или нет, но данные учения совпали с заявлениями украинских моряков, как раз касающихся тактики применения катеров. Представители ВМС Украины несколько дней назад с гордостью заявляли, что отработали в ходе маневров новую для себя тактику нападения: речь идет о «Волчьей стае» или «Москитном флоте» – когда боевые катера атакуют крупную цель сразу с нескольких сторон. Они выразили надежду на то, что новая тактика поможет им вскоре отбить у россиян расположенные в Черном море газодобывающие платформы (так называемые вышки Бойко). Данные платформы отошли России вместе с воссоединенным Крымом.

И вот всего через несколько дней российские ВВС продемонстрировали беспочвенность тезиса об эффективности подобных катеров. Причем на учениях показаны только бомбовые удары, а ведь теперь у российской авиации имеются и противокорабельные ракеты (ПКР) Х-35, испытанные в боевых условиях в Сирии. И тут катера уже не спасет ни малый размер, ни маневренность. Это высокоточная, с большой дальностью действия и притом незаметная ракета, и как раз корабли – ее специализация. И стоит заметить, что катера, о возможностях которых хвастались украинские моряки, – даже не малые ракетные корабли (МРК), несущие действительно опасные противокорабельные ракеты. Нет, все гораздо хуже – речь шла об артиллерийских катерах проекта «Гюрза-М», вооруженных только пушкой малого калибра и пулеметом. Против авиации такого рода корабли совершенно бессильны – в силу полного отсутствия у них ПВО.

В составе украинских Военно-морских сил пополнение – сразу два бронированных артиллерийских катера. Они предназначены для службы в основном на реках и лиманах, но могут использоваться и в качестве прибрежных морских катеров
Как считает первый вице-президент Академии геополитических проблем капитан I ранга Константин Сивков, учения ЧФ показали, во что превратится украинский «москитный флот» в случае попытки атаковать российские корабли. Он также оправдал использование на учениях бомб, а не противокорабельных ракет, так как «швыряться ими по катерам было бы глупостью» – ракеты гораздо дороже.

«Украинские боевые катера предназначены для поддержки войск на приморских направлениях. Для боев с флотом они не предназначены», – подчеркнул эксперт, но оговорился: при внезапном нападении украинские катера все же вполне могут причинить «ограниченный ущерб». Хотя тактика «москитного флота» имеет вековую историю, она все же не вполне устарела, полагает Сивков – даже несмотря на возможности авиации.

«Ракетные катера действуют по принципу укола. Они неожиданно выскакивают, решают в прибрежной зоне задачу в течение двух–трех часов и покидают район боев. Время подлета авиации составляет как раз два–три часа, иногда больше»,

– сказал Сивков газете ВЗГЛЯД. Тут стоит вспомнить, что тех самых ракетных катеров у Украины практически нет. По мнению Сивкова, поэтому при возможной атаке на вышки украинские ВМС, скорее всего, «будут маскироваться под гражданский кораблик, после чего делать резкий скачок и производить захват». Поэтому, подчеркнул Сивков, безопасность вышки все равно нужно поддерживать на высоком уровне.

Даже если украинцы решатся захватить российские платформы, то получат немедленный отпор. Об этом РИА «Новости» заявлял ранее депутат Госдумы от Севастополя Дмитрий Белик. По его словам, «волчья стая» способна наброситься на корабль, который охраняет вышки, «но результат боя будет предсказуем, так как через 10–15 минут туда прилетит самолет типа Су-30, который с нескольких десятков километров попадает даже в самый маленький катер».

Насколько известно, российские боевые корабли по очереди сторожат «вышки Бойко». Так, например, в декабре 2015 года, как сообщала пресса, это был сторожевик «Аметист», а в декабре 2016-го там был замечен «Пытливый» (оба сторожевика относятся к проекту 1135М). Сами платформы расположены менее чем в 200 км от Крыма.

Украинские ВМС номинально насчитывают около 50 кораблей. Подавляющее большинство из них составляют различные катера, а также вспомогательные суда. Из более-менее крупных единиц можно упомянуть флагманский фрегат «Гетман Сагайдачный», корвет «Винница» и средний десантный корабль «Юрий Олефиренко».

Надо подчеркнуть, что ракетных катеров у Украины всего два, и экспертам не известно, в каком состоянии и они сами, и их ракеты, тем более что ракеты производились в России. Остальные катера – артиллерийские, морально устаревшие. Артиллерийский катер не сможет не то что нанести серьезный урон российским кораблям, но даже подойти к ним. Для выстрела катер должен подойти на слишком близкое расстояние, его заметят и расстреляют гораздо раньше – за пределами дальности его орудий.

Как признавал бывший замначальника Генштаба Украины адмирал запаса Игорь Кабаненко: «Украина потеряла 70% военно-морских активов в Крыму». Корабли изношены. У «Гетмана Сагайдачного» срок эксплуатации истекает уже в следующем году. А ракетный крейсер с символичным названием «Украина» президент Порошенко велел отправить на демилитаризацию и последующую перепродажу.

Но все же Сивков считает «сказками» разговоры о том, что Су-30 прилетит уже через 15 минут. По его словам, такое возможно, если самолет находится в стадии готовности номер один – в этом случае летчик уже сидит в кабине самолета и ждет команды. Есть еще готовность номер два, которая отводит на подготовку к взлету еще 15 минут, пояснил эксперт.

В «угрожаемый период» количество экипажей, готовых немедленно взлететь, может быть увеличено – до двух–четырех машин от полка (36–40 самолетов). Кроме команды «Взлет!» нужно поставить задачу летчику: определить цель, выбрать оружие для подвеса, каким порядком поражать цели. «На это тоже тратится от 15 минут до получаса. Потом самолет должен вырулить на взлетную полосу, взлететь и подойти к цели. Если до вышки 200 километров, то время подлета составит около 10 минут», – говорит он.

Кроме того, если вражеских катеров будет десяток, то даже два самолета за один вылет смогут уничтожить максимум два–три катера, полагает Сивков. Осложнять операцию будет присутствие самой газовой платформы, которую можно случайно разнести на куски одним выстрелом. «Если речь идет о вылете эскадрильи, то к ней тоже надо подвесить оружие, заправить самолеты, взлететь. Вся подготовка удара эскадрильи займет не менее 40–50 минут. А еще подлет. Часа полтора уйдет», – пояснил эксперт.

Впрочем, все эти рассуждения – чисто умозрительные. На самом деле помощь авиации даже вряд ли понадобится, считает Сивков. Дело в том, что сторожевые корабли проекта 1135М сами себе грозное оружие против украинского флота. ««Пытливый» с обнаружением цели спокойно расстреляет украинские катера. У него две 100-миллиметровые пушки. Такие корабли способны решить задачу прикрытия вышек. Никакие артиллерийские катера не могут создать им угрозу», – подытожил Константин Сивков.

Тем временем Черноморский флот продолжает модернизироваться. Так, в пятницу стало известно, что до конца года на службу заступит новый малый ракетный корабль «Вышний Волочек», оснащенный высокоточным оружием, в том числе крылатыми ракетами «Калибр». Пока он проходит заводские испытания в Новороссийске.

Текст: Никита Коваленко,
Андрей Резчиков



Вернуться назад