DataLife Engine > Политика > Никто сегодня не уделяет более пристального внимания Арктике, чем Россия

Никто сегодня не уделяет более пристального внимания Арктике, чем Россия

Никто сегодня не уделяет более пристального внимания Арктике, чем Россия

Фото: iurii / shutterstock.com

Удивительно, как много людей в России находится в неведении относительно происходящего в Арктике! Опросы общественного мнения рисуют грустную картину: большинству респондентов известно лишь о том, что "там очень холодно", "там живут белые медведи" и "там даже ледоколы застревают!". И это при том, что СМИ тему Арктики стороной не только не обходят, но, напротив, пишут про этот регион много и часто. А еще все, что касается развития российской Арктики, находится под неусыпным вниманием и контролем со стороны Правительства и лично Президента. Да и вообще можно утверждать, что никто сегодня не уделяет более пристального внимания Арктике, чем Россия. В приоритете у Кремля вопросы уровня и качества жизни на арктических территориях, горнодобывающие и шельфовые проекты, развитие транспортной системы, вопросы экологии и безопасности во всех ее аспектах.

Почему такое внимание? А как иначе, если России принадлежит около 40 процентов пространств планеты, расположенных вокруг Северного полюса. Протяженность ее арктического побережья – 22 600 км. В арктической зоне РФ уже сейчас создается свыше 11 процентов валового внутреннего продукта страны и обеспечивается около четверти ее экспорта. В настоящее время здесь добывается и производится 95 процентов российского никеля и кобальта, более 80 процентов газа, 60 процентов меди, 100 процентов барита и апатитового концентрата. При этом в российском секторе сосредоточено более 90 процентов запасов природного газа всей Арктики, около 10 процентов активных мировых запасов никеля, около 19 процентов металлов платиновой группы, 10 процентов титана, более 3 процентов цинка, кобальта, золота и серебра. Комплекс морского промышленного рыболовства производит около 15 процентов общего объема рыбной продукции.

Российскую историю освоения Арктики можно условно разбить на три периода: это 1930-е годы, когда началась добыча угля в Воркуте, цветных металлов в Норильске и строительство Трансполярной магистрали. Затем 1960–1980-е – ознаменовавшиеся масштабной геологоразведкой на территории региона, созданием крупнейшего центра добычи газа на территории Ямало-Ненецкого автономного округа и выстраиванием единой системы обороны северных рубежей от Мурманска до Петропавловска-Камчатского. И наконец, нынешний, третий этап индустриального освоения Арктики, берет свое начало с 2013 года с утверждения Президентом РФ государственной Стратегии развития арктической зоны Российской Федерации и принятия соответствующей федеральной программы социально-экономического развития этого региона до 2020 года.

Следует особо отметить единодушную поддержку промышленного освоения арктической зоны со стороны как бизнес сообщества, так и федеральных министерств и ведомств, региональных властей. Причем, принцип государственно-частного партнерства будет справедлив в данном случае и для развития территорий и для дальнейшего развития Северного морского пути. Для последнего, в частности, компании "Норникель", "НоваТЭК" и "Газпром нефть" уже строят новые суда усиленного ледового класса. В Заполярье в ближайшие годы предполагается запустить около 150 проектов на сумму 5 трлн рублей, 4 трлн из которых должны составить средства из внебюджетных источников. Почти половина этих проектов связана с добычей и переработкой в Заполярье полезных ископаемых, прежде всего в ЯНАО, а также и к западу и к востоку от него. Здесь же следует упомянуть и первую очередь запущенного "Газпромом" гигантского газового Бованенковского месторождения на Ямале, и арктического морского нефтеналивного терминала "Ворота Арктики" "Газпром нефти". Весьма актуально для дальнейшего развития арктической зоны РФ строительство двух железных дорог: Белое море - Коми - Урал, а также "Северного широтного хода" для вывода потока грузов в Мировой океан через новый строящийся порт Сабетта на полуострове Ямал.

Москва продолжает наращивать свой и без того доминирующий арктический флот. Россия строит три атомных ледокола, в том числе крупнейший в мире, чтобы укрепить свою флотилию из примерно 40 ледоколов, шесть из которых - атомные. Российский Северный флот в ближайшее время тоже должен получить свой ледокол, а также два корвета, пригодных для функционирования во льдах и вооруженных крылатыми ракетами.

И, конечно же, говоря про освоение Арктики, нельзя не упомянуть про возвращение в регион Вооруженных Сил России. В декабре 2014 года было создано Объединенное стратегическое командование "Север" для управления военными силами и средствами в зоне от Мурманска до Анадыря и сегодня ВС РФ обеспечивают здесь безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций, являются системообразующим фактором для развития городов и поселков, становятся одним из главных поставщиков новых технологий для гражданской жизни.

Все вышесказанное говорит лишь о том, что нынешние усилия по "обустройству" Арктики, все те силы и средства, что "вбухиваются" (как любят говорить критики) сегодня в развитие региона, все это правильная и выгодная инвестиция в будущее России, на благо страны и ее граждан.



Вернуться назад