DataLife Engine > Политика > Кудрин просчитал альтернативу бюджетному правилу Минфина

Кудрин просчитал альтернативу бюджетному правилу Минфина

Кудрин просчитал альтернативу бюджетному правилу Минфина

© Фото с сайта ПМЭФ
Бывший министр финансов РФ, глава совета Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрин и заведующий лабораторией Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Илья Соколов предложили альтернативу бюджетному правилу Минфина.
В совместной статье в последнем номере журнала «Вопросы экономики» они ратуют за смягчение бюджетного правила, предлагая повысить цену отсечения до $45 за баррель и увеличить предельную норму расходов бюджета на 0,5% ВВП, которые можно получить за счет приватизации, сообщает ТАСС.
Новое бюджетное правило, примененное Минфином при расчете бюджета на 2018—2020 годы, основывается на цене отсечения на нефть в $40 за баррель с ежегодной индексацией на 2%. При этом, если объем средств объединенного суверенного фонда (ФНБ) на 1 января опускается ниже 5% ВВП, то объем средств, используемых на покрытие дефицитов федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда России, не может превышать 1%.
Между тем, Кудрин и Соколов напоминают, что доходы федерального бюджета по отношению к ВВП неуклонно сокращаются (с 16% ВВП в 2017 году, до 14,9% ВВП в 2020 году). «При подобной динамике бюджетных доходов применение новых бюджетных правил приведет к стремительному сокращению объема расходов: с текущих 18,1% ВВП до 15,9% ВВП уже в 2019 году. Реалистичность подобной бюджетной консолидации вызывает сомнения, особенно в условиях сохранения текущего законодательства, в первую очередь в социальной сфере», — отмечают авторы исследования.
По их оценкам, оптимизация расходов федерального бюджета на оборону, правопорядок, госуправление, сокращение субсидий в реальном секторе в совокупности способны обеспечить сокращение расходов в ближайшие 2-3 года в объеме не более 1% ВВП. Следовательно, еще столько же планируется сэкономить на социальной сфере, в первую очередь на пенсионном обеспечении, что без проведения пенсионной реформы приведет к снижению коэффициента замещения, подчеркивают эксперты.
Эксперты выделили в статье несколько возможных негативных последствий введения бюджетного правила в редакции, предложенной Минфином. «Основная проблема в отсутствии гибкости данной конструкции правила: при цене на нефть $55-60 за баррель в объединенном суверенном фонде к 2020 году накопится уже около 10% ВВП и возникнет давление в сторону пересмотра базовой цены (как в 2005 году)», — говорится в статье. В подобных обстоятельствах крайне сложно завершить бюджетный маневр за счет дальнейшего сокращения расходов на «силовые» статьи и на социальное обеспечение.
Не менее важным моментом, по мнению экономистов, является то, что ни один из компонентов правила не учитывает в должной мере цикличность российской экономики. А значит новое правило не обеспечивает поддержку экономики в фазе спада и не сдерживает темпы роста в фазе подъема, избегая избыточного перегрева экономики.
Еще одна проблема заключается в том, что правило ориентировано на сглаживание только шоков нефтегазовых доходов, вызванных изменением цены на нефть. По мнению Кудрина и Соколова, в бюджетном правиле должны быть учтены, во-первых, возможности и других шоков, во-вторых, все налоги, восприимчивые к шокам цен на нефть.
Четвертой проблемой правила Минфина авторы статьи назвали необходимость покрывать расходы на обслуживание государственного долга всегда за счет новых заимствований. Такой подход возможен при уровне расходов на обслуживание госдолга в объеме до 1% ВВП в год, подчеркивают эксперты. Однако по мере роста госдолга и отставания темпов роста ВВП от реальной ставки по заимствованиям (что наблюдалось все последние годы) через 20-30 лет расходы могут вырасти по принципу «снежного кома», считают Кудрин и Соколов.
В альтернативном варианте бюджетного правила для большей адаптации бюджета к краткосрочным макроэкономическим и финансовым шокам авторы предусматривают две дополнительные опции. Они предложили наделить правительство правом при экстремальных шоках (сокращение реальной величины доходов бюджета, например, не менее чем на 10-15% в течение одного года) краткосрочно (на 1-2 года) увеличивать структурный дефицит, а, а также ввести потолок ежегодного расходования суверенных резервов.
Самые интересные статьи «Росбалта» читайте на нашем канале в Telegram.



Вернуться назад