Зачем России создавать космодром в космосе
Космодром в космосе — это звучит странно, вроде как аэродром в воздухе, не правда ли? Но раз Россия решила его создавать, значит, в этом есть какой-то скрытый смысл? © Оксана Викторова/Коллаж/Ridus
Группа компаний S7, владеющая плавучим космодромом «Морской старт» и авиационными активами, и корпорация «Роскосмос» договорились в пятницу вместе построить космодром… на орбите Земли. Этот многофункциональный орбитальный комплекс предполагается использовать для сборки и заправки космических аппаратов, отправки их на другие околоземные орбиты, а также для полетов к Луне и Марсу. Речь идет о компании «S7 — Космические транспортные системы», которая является частью разветвленного холдинга, включающего и одноименную авиакомпанию.
В космос — из космоса
Словосочетание «космический космодром» звучит как тавтология, вроде «маслянистого масла». Нет ли в этом не только лингвистической, но и технологической бессмыслицы: зачем вообще создавать космодром «второго уровня», почему нельзя запускать космические аппараты сразу с наземной площадки? Разработчикам «космического космодрома» это словосочетание ухо совсем не режет, ни фонетически, ни технологически, парирует глава Института космической политики Иван Моисеев. «Орбитальный космодром — раз уж вас так коробит фраза „космический“ — это в каком-то смысле вынужденная мера. Она необходима, если мы хотим выводить в дальний космос тяжелые аппараты. Да, вы правы, теоретически можно запускать их непосредственно с Земли, но на практике все упирается в совершенно простое препятствие: у нас нет таких средств выведения», — сказал он «Ридусу». Дело не только в том, что сейчас ни у России, ни у США, ни у Китая нет сверхтяжелых ракет для вывода в космос аппаратов массой, скажем, 10 тонн. В принципе, такие ракеты можно построить, технология это позволяет. Смысл двухступенчатого запуска аппаратов в космос состоит в сугубо экономической калькуляции, поясняет эксперт: «Вывести два блока по пять тонн обойдется дешевле, чем один 10-тонный». «Хотя на первый взгляд кажется, что два старта сожгут больше топлива, чем один, на самом деле в денежном выражении это не так. Топливный компонент — самый дешевый из всех затрат на космический пуск. А по текущему положению дел в космической отрасли денежный фактор является решающим при рассмотрении любых проектов», — подчеркивает он.
Космос — наш
Вторым фактором, почему создание орбитального космодрома должно стать приоритетом, являются неясные перспективы международного сотрудничества в космосе. На сегодня самый масштабный такой проект — МКС — рассчитан до 2020 года (возможно, его продлят до 2024-го). Дальше заглядывать никто не берется: как по финансовым, так и по политическим причинам. Скорее всего, после 2024 года МКС будет сведена с орбиты и затоплена в океане. Если бы все участники этого проекта были настроены эксплуатировать МКС в дальнейшем, тогда, конечно, не имело бы смысла городить космический огород со строительством орбитального космодрома, потому что существующую станцию вполне можно было бы использовать именно в этом качестве — как «площадку подскока» перед стартом к Луне или Марсу. Но беда в том, что и Россия, и США смирились с тем, что МКС после 2024 года — не жилец. Сложно одной рукой вводить друг против друга санкции на Земле и при этом жать друг другу руки на орбите. Станцию с готовностью взяли бы на содержание китайцы, но ни Роскосмос, ни НАСА не горят желанием ее им передавать, даже в виде космического секонд-хенда. «Россия должна быть уверена поэтому, что после затопления МКС у нее будет ни от кого не зависящая орбитальная база, и именно такую роль и должен играть орбитальный космодром. Это одновременно если не снимет, то сделает не такой острой задачу создания сверхтяжелой ракеты-носителя, по причине уже названной калькуляции», — подчеркивает Моисеев.
Вернуться назад
Группа компаний S7, владеющая плавучим космодромом «Морской старт» и авиационными активами, и корпорация «Роскосмос» договорились в пятницу вместе построить космодром… на орбите Земли. Этот многофункциональный орбитальный комплекс предполагается использовать для сборки и заправки космических аппаратов, отправки их на другие околоземные орбиты, а также для полетов к Луне и Марсу. Речь идет о компании «S7 — Космические транспортные системы», которая является частью разветвленного холдинга, включающего и одноименную авиакомпанию.
В космос — из космоса
Словосочетание «космический космодром» звучит как тавтология, вроде «маслянистого масла». Нет ли в этом не только лингвистической, но и технологической бессмыслицы: зачем вообще создавать космодром «второго уровня», почему нельзя запускать космические аппараты сразу с наземной площадки? Разработчикам «космического космодрома» это словосочетание ухо совсем не режет, ни фонетически, ни технологически, парирует глава Института космической политики Иван Моисеев. «Орбитальный космодром — раз уж вас так коробит фраза „космический“ — это в каком-то смысле вынужденная мера. Она необходима, если мы хотим выводить в дальний космос тяжелые аппараты. Да, вы правы, теоретически можно запускать их непосредственно с Земли, но на практике все упирается в совершенно простое препятствие: у нас нет таких средств выведения», — сказал он «Ридусу». Дело не только в том, что сейчас ни у России, ни у США, ни у Китая нет сверхтяжелых ракет для вывода в космос аппаратов массой, скажем, 10 тонн. В принципе, такие ракеты можно построить, технология это позволяет. Смысл двухступенчатого запуска аппаратов в космос состоит в сугубо экономической калькуляции, поясняет эксперт: «Вывести два блока по пять тонн обойдется дешевле, чем один 10-тонный». «Хотя на первый взгляд кажется, что два старта сожгут больше топлива, чем один, на самом деле в денежном выражении это не так. Топливный компонент — самый дешевый из всех затрат на космический пуск. А по текущему положению дел в космической отрасли денежный фактор является решающим при рассмотрении любых проектов», — подчеркивает он.
Космос — наш
Вторым фактором, почему создание орбитального космодрома должно стать приоритетом, являются неясные перспективы международного сотрудничества в космосе. На сегодня самый масштабный такой проект — МКС — рассчитан до 2020 года (возможно, его продлят до 2024-го). Дальше заглядывать никто не берется: как по финансовым, так и по политическим причинам. Скорее всего, после 2024 года МКС будет сведена с орбиты и затоплена в океане. Если бы все участники этого проекта были настроены эксплуатировать МКС в дальнейшем, тогда, конечно, не имело бы смысла городить космический огород со строительством орбитального космодрома, потому что существующую станцию вполне можно было бы использовать именно в этом качестве — как «площадку подскока» перед стартом к Луне или Марсу. Но беда в том, что и Россия, и США смирились с тем, что МКС после 2024 года — не жилец. Сложно одной рукой вводить друг против друга санкции на Земле и при этом жать друг другу руки на орбите. Станцию с готовностью взяли бы на содержание китайцы, но ни Роскосмос, ни НАСА не горят желанием ее им передавать, даже в виде космического секонд-хенда. «Россия должна быть уверена поэтому, что после затопления МКС у нее будет ни от кого не зависящая орбитальная база, и именно такую роль и должен играть орбитальный космодром. Это одновременно если не снимет, то сделает не такой острой задачу создания сверхтяжелой ракеты-носителя, по причине уже названной калькуляции», — подчеркивает Моисеев.
Вернуться назад