DataLife Engine > Политика > Мечты о «наших на Луне» разбились о бюджет

Мечты о «наших на Луне» разбились о бюджет

Мечты о «наших на Луне» разбились о бюджет
Космическую отрасль России оставляют без сладкого на следующие два года: уже в ближайшие месяцы ее финансирование будет сокращено. © Оксана Викторова/Коллаж/Ridus
Бюджетное финансирование Роскосмоса может быть существенно сокращено в ближайшие месяцы, сообщил в среду глава госкорпорации Игорь Комаров. «Предполагается достаточно серьезное сокращение. Конкретные цифры станут известны после того, как мы их утвердим», — сказал он. Минфин ранее предупредил о планируемом снижении в среднем на 15% финансирования основных программ космической деятельности России в 2017—2019 годах.
Сто лет одиночества
Финансирование космической отрасли срезается по всем программам, но в основном по так называемым фантазийным — то есть по тем, которые дальше проектов или в лучшем случае чертежей пока не зашли, говорит глава Института космической политики Иван Моисеев.
«Хорошо это или плохо? Если говорить, исходя из сиюминутной, прагматической позиции, то хорошо: потому что смогут сделать на голодном пайке корабль „Федерация“ или не смогут — особой беды нет. Ведь под этот корабль теперь все равно не будет задач: его проектируют для полетов к Луне, но вряд ли при текущем положении дел лунная программа будет осуществлена, как ранее планировалось, к 2025 году», — сказал он «Ридусу». Если же подходить к космическим программам как к локомотиву научного и технологического развития страны, который вытягивает множество смежных отраслей на прорывные позиции, то затягивание поясов аналогично для них затягиванию удавки на шее, огорчается эксперт. «Это не какая-то футурология, это чистой воды статистика. Россия с каждым годом все заметнее отстает в плане и количества запусков, и качества космических технологий не только от США, но уже и от Китая. Нам уже даже Индия в затылок дышит. И здесь все очень печально: мы находимся на грани того, чтобы отстать в этой области навсегда. Ну как минимум на жизни нашего поколения, на сто лет вперед прогнозировать не берусь», — говорит Моисеев. Сэкономив сегодня, Россия рискует потерять свои позиции в космической гонке навечно, подчеркивает он. «Просто для примера. Возьмите ту же самую лунную программу. США на нее потратили 150 миллиардов долларов. Бюджет Роскосмоса — на все программы, включая тот же ГЛОНАСС — составляет 2 миллиарда в год. То есть, чтобы слетать на Луну, нам надо 75 лет не есть, не пить, а копить деньги!» — восклицает Моисеев.
Вишенки на ГЛОНАСС
Наиболее пострадала от урезания космического бюджета программа ГЛОНАСС — финансирование по этому направлению снижается на 30%.
Несмотря на то, что выглядит такое сокращения финансирования очень впечатляюще, на деле может оказаться, что особой трагедии в этом нет, прогнозирует эксперт по технологиям ГЛОНАСС Евгения Астафьева. «Российская система глобальной навигации ставила своей задачей добиться повышения точности геолокации с нынешних примерно двух метров до одного, а также добиться покрытия сигналом на полюсах — чего нет у системы GPS. С этой целью планировалось довести численность группировки навигационных спутников с нынешних тридцати до как минимум сорока и построить сеть наземных станций, например в Бразилии и Антарктиде», — рассказала она «Ридусу». Если программа ГЛОНАСС окажется на голодном пайке, это не значит, что она прекратит свое существование. Она просто лишится возможности развиваться до тех показателей, которые были намечены в «тучные годы». Возможно, на торте исчезнет пара вишенок, но сам торт никуда не денется, полагает эксперт. «Ведь для большинства гражданских задач существующей точности навигации уже вполне достаточно, и если на пару лет она будет оставаться на нынешнем уровне, не повышаться, — большой беды не будет. А если более высокая точность необходима для каких-то специфических задач — военных, может быть, — то значит, оставшееся финансирование будет направлено на их решение», — полагает Астафьева. Ранее планировалось, что к 2025 году в России будет запущен первый участок автомобильного движения, полностью контролируемого с помощью навигационной системы GPS/ГЛОНАСС и специальных систем контроля движения.



Вернуться назад