Фаворит Путина бросил вызов Трампу
Министр Орешкин надеется поднять страны ВТО на борьбу с Вашингтоном.
Россия, вынужденная играть по правилам Всемирной торговой организации (ВТО), столкнулась с ситуацией, когда один из ключевых участников — США, соблюдать эти правила вовсе не торопится. Санкции, введенные Вашингтоном против РФ, нарушают принцип свободной торговли, однако Москва ничего не может с этим поделать.
Попытку повлиять на ситуацию предпринял министр экономического развития Максим Орешкин. В ходе своего выступления на министерской конференции ВТО в Буэнос-Айресе он назвал санкции одной из самых агрессивных форм протекционизма и призвал страны-участницы избавиться «от этого оскорбительного явления». Так мы узнали, что санкции все-таки сильно раздражают российские власти.
ВТО должна адаптироваться к современным реалиям, призывал Орешкин, которого еще недавно называли «фаворитом Путина» (хотя сам он это отрицает). При этом Россия, которая стучалась в двери ВТО 17 лет, но так и не сумела добиться для себя выгодных условий (как, например, Китай), продолжает мечтать о присоединении к организации новых членов. Той же Белоруссии.
Вряд ли выступление Орешкина достигнет своей цели. Тема санкций против России не является предметом переговоров на этой конференции. Среди обсуждаемых вопросов рыбные субсидии, сельское хозяйство, электронная торговля, поддержка малых предприятий, содействие в инвестициях и внутреннее регулировании в услугах. То есть наш министр просто сотрясал воздух.
А что Америка?
Если раньше Соединенные Штаты активно продвигали свои инициативы в ВТО, то с приходом в Белый дом Дональда Трампа, страна сменила линию поведения. Вместо отстаивания «свободной торговли», США теперь ратуют за «честную торговлю», очевидно, предполагая, что честным будет то, что выгодно американцам. В этих условиях ожидать хоть какого-то результата от демарша Орешкина, увы, не приходится.
Даже глава организации Роберто Азеведо в ходе конференции был вынужден попросить американского торгового представителя «выполнять политические обязательства, иметь политическую волю и проявлять гибкость». «Потому что иначе мы никуда не придем», — посетовал Азеведо.
По мнению замдиректора Института США и Канады Виктора Супяна, реальное доминирование США в мире позволяет им игнорировать правила международной торговли.
— Действительно, есть правила торговли, которые не предполагают никаких санкций. И все страны-члены ВТО их подписали. Тем не менее, практика применения санкций существует давным-давно, еще до наложения американских санкций на Россию. И применяют эту практику не только Соединенные Штаты, но и другие страны. Порой это все тянется десятилетиями. Так, санкции против Ирана длились тридцать лет.
«СП»: — Дольше, чем сама ВТО в ее нынешнем виде…
— На эту ситуацию можно посмотреть со стороны отношений между странами. Что лучше, добиваться своих целей военными методами или с помощью экономических мер? Очевидно, что санкции — это мягкий способ принуждения страны к чему-либо. Опыт санкций показывает, что принудить, как правило, не удается, но создать трудности получается. Это удалось сделать и в нашем случае. Несмотря на звучащие заявления, что России все нипочём, это на самом деле не так. Проблемы есть и большие.
«СП»: — Но ведь санкции нарушают правила торговли?
— Конечно, санкции нарушают правила ВТО. Но вряд ли кто-то будет выдвигать какие-то ответные меры, на уровне той же ВТО, потому что всегда будут найдены аргументы, причины, по которым санкции были введены. И они будут чисто политические. Нам скажут, что Россия нарушила международное право, ведет себя не подобающим образом, захватывает территории, развязывает конфликты и т. д.
Убедить кого-либо в том, что торговля вне политики не получится. Это как со спортом, с Олимпиадой. Попробуйте докажите кому-либо, что он вне политики. Хотя говорить об этом можно и, наверное, нужно. Надо склонять другие страны к дискуссии, к поддержке того, чтобы торговля была вне политики. Китай ведь тоже ведь страдает от санкций, пусть и не в такой мере, как Россия. Чем больше стран будут стараться поставит этот вопрос, тем лучше.
«СП»: — Навалиться всем миром? Хватит ли сил?
— Есть ведь еще фактор реального влияния. Тот же Китай ведет себя крайне осторожно, стараясь не злить без нужды Соединенные Штаты. Августовское решение американцев по поводу третьих стран, которые будут сотрудничать с Россией, целиком ставят Китай и другие страны в зависимость от того, какие решения примут США. Поэтому китайцы стараются публично не ассоциироваться с нашими компаниями, которые находятся под санкциями.
Так что, надеяться, что эту ситуацию можно будет так просто переломить, в том числе с помощью ВТО, не стоит.
В свою очередь профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Алексей Портанский указывает на лазейку в правилах ВТО, которую при желании всегда можно использовать для оправдания санкций.
— К сожалению, в случае экономических санкций против России, механизм ВТО вряд ли поможет. Эта проблема упирается в правовую базу организации.
Сила ВТО всегда заключалась в том, что это система, которая работает по правилам и принуждает своих членов соблюдать эти правила. И есть механизм такого принуждения. Это орган по разрешению споров и регулярные обзоры торговой политики стран-членов ВТО. И все это каждый раз базируется на положениях правовой основы ГАТТ/ВТО.
Единственная статья — ст. XXI ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле) допускает ограничения по доступу на рынок по соображениям национальной безопасности. Естественно, каждый член ВТО может толковать это положение, как ему заблагорассудится. И тогда механизм ВТО сделать ничего не может. Это с точки зрения буквы права ВТО.
С точки зрения духа ВТО, наш министр абсолютно прав. Всякие ограничения противоречат духу ВТО, предполагающему свободный недискриминационный доступ на рынки и отказ от всяких нетарифных ограничений. А санкции — это именно нетарифные ограничения (тарифные — это импортные таможенные пошлины).
Что касается возможных действий России с апеллированием к ВТО по поводу санкций, то это крайне сложно. В истории были один-два прецедента, когда это удавалось.
Например, в 1990-е годы ЕС пожаловался на США в связи с некоторыми экстерриториальными американскими законами (Хелмса-Бертона), которые ограничивали торгово-экономические отношения с Кубой во время ее блокады. Это затронуло европейские компании. После многолетних процедур им удалось снять эти ограничения. Но там были свои нюансы, и проводить параллели с нынешними санкциями не стоит. Сейчас сделать это почти нереально.
В ГАТТ/ВТО много лет велись дискуссии по толкованию статьи XXI. Пока ни к чему не пришли, потому что проблема сложнейшая и касается ущемления национальных прав государств.
А вот в Госдуме РФ по-прежнему сомневаются в самой необходимости членства России в ВТО.
— Наше правительство вошло в ВТО буквально наобум, не читая протоколов, — говорит зампредседателя комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Николай Арефьев. - Если взять динамику с 2011 по 2017 год, то становится видно, что после 2012 года начался спад. Падают и ВВП, и объем промышленности, и зарплаты работников, и пенсии. Сумма только прямых потерь от того, что Россия снизила ввозные пошлины, — свыше 800 млрд. рублей. Возникает вопрос: если все падает, страна теряет деньги, то зачем нам состоять в такой организации? Лучше покинуть ее и работать без всяких обязательств.
Вернуться назад