DataLife Engine > Политика > ОДКБ: угрозы и перспективы

ОДКБ: угрозы и перспективы

ОДКБ: угрозы и перспективы

Сегодня страны-участники Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) вступают в систему сложных мультимодальных процессов, связанных с расширением деятельность стран Североатлантического альянса (НАТО) в зонах ответственности блока. Высокую степень опасности представляют так называемые «Разделенные или Буферные зоны». Данный подход, расширенный факторным анализом, принят в качестве теоретико-методологической основы перспективной деятельности НАТО и его союзников.

«Разделенная зона - район военно-политической напряженности и (или) зона конфликта, потенциальное воздействие на которую приводит к переформатированию ресурсной базы государства-оппонента, что приводит к системному воздействую на точки роста и пересмотру статус-во в системе геополитических отношений» – Коэн Саул.

Под указанную классификацию в зоне ответственности ОДКБ подпадают следующие территории: Центральная Азия и «Афгано-Пакистанская зона», регион Южного Кавказа, Украина и Молдавия. Кроме того, к проблемам евро-азиатской коллективной безопасности относится вызовы, связанные с ростом угроз международного терроризма, этно-национального сепаратизма и религиозного экстремизма.

С 2012 года более 4,5 тысячи россиян уехали за рубеж для участия в боевых действиях на стороне радикальных и террористических организаций, сообщил в середине декабря 2017г. глава ФСБ РФ Александр Бортников. В последнее время по словам директора ведомства «Российскими органами безопасности партнерам переданы около 300 лиц, подозреваемых в причастности к деятельности международных террористических организаций, 218 из них привлечены к уголовной ответственности».

Также на основе полученных данных на пограничный контроль поставлено около 20 тысяч граждан СНГ, потенциально причастных к религиозно-экстремистским структурам. Всего по оценке экспертов мобилизационный потенциал различных незаконных формирований в Центрально-Азиатском регионе составляет до 120 тысяч человек.

Возвращаясь к институциональной основе Организации Договора о коллективной безопасности, многими экспертами и аналитиками отмечается состояние «переходной системы», т.е. интегративная неопределенность – состояние, в котором страны-члены блока, обладая статусом субъекта военно-политических отношений, одновременно входят в интеграционные союзы геополитического оппонента или потенциального противника.

В частности, среди мер по укреплению обороноспособности и региональной безопасности закреплены и реализуются: кооперация ВПК; расширения военно-технического, научного сотрудничества; планируется создание совместных предприятий по ремонту и техническому обслуживанию вооружения и военной техники и переход на унифицированные стандарты материально-технического обеспечения, подготовки кадрового ресурса.
При этом, рассматривая фактическую систему подготовки снабжения сил коллективной безопасности необходимо отметить, что значительный процент сил и средств подготовлен и укомплектован согласно стандартам НАТО - варьируется от 12 до 20% в зависимости от страны. А на территории ряда государств работают постоянно действующие центры по подготовке и исследовательские объекты.
Существующий спектр проблем безопасности дополняет: природно-техногенная и энергетическая составляющие – реализация инфраструктурных проектов под эгидой США в Монголии – и финансовая: заморозка внешних активов Казахстана, равная 17% ВВП.

Также отмечается наличие внутриблоковых разногласий и неурегулированных конфликтов, что создает постоянную угрозу разбалансировки всей системы и ее асимметрию. Т.е. фактическую зависимость механизма принятия и согласования решений от системы торгово-экономических гарантий, либо от внешней угрозы стабильности для периферии. Недостатком такой системы является постоянная потребность в «ручном управлении», сложная система согласования и относительно невысокий уровень координации внутри блока, который необходимо постоянно компенсировать многоуровневой системой двусторонних соглашений.

В Стратегии коллективной безопасности до 2025 года среди стратегических задач закреплены следующие формулировки: содействие обеспечению коллективных интересов государств-членов посредством расширения политического сотрудничества и координации их внешнеполитических позиций в сфере обеспечения глобальной и региональной безопасности, дипломатическую координацию по международным и региональным проблемам.

Однако с учетом многофакторных и мультимодальных условий геополитики то же состояние «ручного-управления» является наиболее оптимальной системой взаимодействия. Поскольку обеспечивает ситуационную оптимизацию и устойчивость применяемых сил и средств. Что в свою очередь формирует потребность укрепления и общего усовершенствования механизма внешнеполитической координации.

Максим Александров



Вернуться назад