Москва, Август 21 (Новый Регион, Дарья Неклюдова) – Одним из главных достижений российского законодательства принято считать стабильные налоговые и административные нормы, которые собраны в систему кодексов. Однако в действительности тексты этих кодексов меняются чуть не ежемесячно или даже чаще. Так, в Налоговый кодекс и в Кодекс об административных нарушениях поправки вносятся в среднем каждые 18 дней. Такие данные о нестабильности российских кодексов опубликовала вчера компания «Гарант», пишет «
Независимая газета».
Эксперты компании «Гарант» вычислили средний срок стабильности российских кодексов, то есть средний период между изменениями текста. Выяснилось, что относительно стабильным оказался только один отечественный кодекс – Семейный, который переписывается только раз в полтора года.
А самые важные экономические нормы, которые собраны в Налоговом кодексе и Кодексе об административных правонарушениях, меняются в среднем каждые 18 дней, то есть примерно 20 раз в год. А с учетом разнообразных инструктивных писем Минфина и налоговых служб фискальные требования меняются вдвое чаще, считают эксперты.
Мнения экспертов о разумной частоте изменений налоговых норм разделились. Одни считают, что законодательство могло бы быть более стабильным и более привлекательным для инвесторов. Другие же считают переписывание кодексов естественным процессом, который отражает реальные изменения экономической жизни.
«Отсутствие последовательной налоговой политики и частое принятие актов, которые имеют обратную силу (начисление налогов задним числом, за прошедший период), мешает предпринимателям, часто ставит их на грань разорения, снижает общую инвестиционную привлекательность бизнеса в России», – сказал председатель коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Константин Трапаидзе. Однако если учесть новые ведомственные инструкции и разъяснения, то налоговые нормы меняются в стране примерно 40 раз в год, считает эксперт.
«Стабильной такую налоговую систему не назовешь, однако и макроэкономической стабильности в мире сегодня нет. Поправки в Налоговый кодекс – это реакция на изменения в макроэкономике и социальной политике, которые постоянно находятся в развитии», – рассуждает эксперт департамента оценки «2К Аудит – Деловые консультации / Morison International» Петр Клюев. По его словам, сама налоговая система кардинально меняется не так часто. А такие новации, как замена единого соцналога страховыми взносами, снижение транспортного налога за счет увеличения акциза, готовятся заранее, и налогоплательщики к ним так или иначе подготовлены. Законопроекты о льготном налогообложении в регионах – например, для нефтяных компаний в Восточной Сибири – большинство налогоплательщиков не затрагивают. «Налоги – это базовый инструмент предвыборной кампании во многих странах. Поэтому изменения в налоговой системе происходят постоянно, и Россия здесь не является исключением», – считает Клюев. «Самые существенные изменения всегда оглашаются заранее, позволяя произвести необходимую подготовку. В большинстве случаев изменения приводят к положительным результатам», – соглашается замгендиректора компании «Агана».
«Регулярные изменения – нормальный процесс, если изменения направлены на совершенствование механизмов налогообложения и при этом соблюдаются базовые принципы, гарантирующие защиту налогоплательщика от государственного произвола: например, недопустимость придания обратной силы законам, ухудшающим положение плательщика наконец», – говорит глава налоговой практики международной юридической фирмы CMS Станислав Турбанов.
В Минфине также не считают, что налоговые нормы пересматриваются слишком часто. По словам источника в ведомстве Алексея Кудрина, изменения норм отражают изменения в экономике, и в этом процессе нет ничего необычного.