Пассажирские самолеты летят транзитом в обход Украины через Турцию (южнее) и Белоруссию (севернее). Безопасность пассажиров важнее выручки. Перевозчики не намерены поднимать стоимость билетов из-за увеличения времени полета и затрат на горючее и зарплату экипажу. Сейчас высокий сезон - цены на полеты итак кусаются. В среднем время полета в Европу увеличилось на полчаса, отметил в беседе с "РГ" руководитель аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев. Если взять в расчет самолет на 150 мест, то он на полчаса полета расходует около тонны топлива. Ее стоимость чуть больше тысячи долларов. Кроме дополнительных расходов на топливо и зарплату есть риск потратиться и на усиление экипажа. Это когда на борту летят сменные пилоты, поскольку рабочее время экипажа составляет более 12 часов. Либо перевозчику нужно будет решать вопрос отдыха для пилотов в аэропорту, прежде чем они уйдут в обратный рейс. При очень плотном расписании полетов в европейских аэропортах могут возникнуть и сдвиги по расписанию, предупреждает Олег Пантелеев. Особенно большие проблемы появятся для пассажиров стыковочных рейсов. Использовать небо над Черным морем, за которое отвечает Крым, для транзитного полета смогут только авиакомпании из Юго-Восточной Азии. Причем только тогда, когда они летят не в Европу. В ЕС им все равно нужно будет идти в обход, как и всем другим авиакомпании, ведь Евроконтроль закрыл небо тем, кто летит через Крым. Также и нашим перевозчикам, которые летят в Крым из Калининграда и обратно. Они вынуждены делать крюк и "рулить" через Москву. Что касается увеличения нагрузки на диспетчеров Турции, то они с ней справляются, считает эксперт. А для тех, кто летит севернее Украины, через Белоруссию, в принципе рисков нет. Там небо не было особо загружено, отмечает эксперт.