DataLife Engine > Политика в Украине / Обзоры > Украинский кризис: финансы проигравшей революции

Украинский кризис: финансы проигравшей революции

Украинский кризис: финансы проигравшей революции
Вскоре после оглашения результатов минского перемирия обнаружилась его главная польза для украинских властей. Нет, это не прекращение убийства украинцев, не отмена принудительной мобилизации, не спасение многотысячной группировки своих войск в дебальцевском котле. Собственных сограждан еще сутки можно смертоносно обстреливать из всех калибров и поливать помоями в кривых эфирах. В чем жители Луганска и Горловки убедились в ночь с 12 на 13 февраля, семь человек эту ночь не пережили. В том числе трое детей. Мобилизация продолжается, для выезда из страны необходимо предоставить письменное разрешение от военкомата. Свобода понад усе, справкой нас богато. Под Дебальцево нет никакого окружения, о чем авторитетно заявляют все командующие – от верховных попрошаек за границей до филейно пострадавших комбатов в госпиталях. Украинские войска всего лишь держат круговую оборону в условиях нехватки всех видов снабжения и медицинской помощи, несут боевые и санитарные потери. Зато без «котлов» и с правильным медийным имиджем. Видимым эффектом от переговоров в Минске стала стремительная реакция на их итог международных финансовых институтов. Уже через несколько часов (!) после заключения долгожданных соглашений глава МВФ г-жа К. Лагард озвучила благую финансовую весть. Действующая программа кредитования Украины будет существенно расширена. Сразу из нескольких источников. Вплоть до 40 млрд. $, что больше самых смелых претензий Киева. Международный валютный фонд готов достать из собственных загашников 17.5 млрд. $ дополнительным образом. Международный банк реконструкции и развития готов вернуться к программе кредитования в объеме 3.7 млрд. $, в прошлом году внезапно «усохшей» до 1.7 млрд. $. Всемирный банк (за весь 2014 год предоставивший Украине всего 578 млн. $ целевых кредитов для развития энергетики) в 2015 ассигнует 2 млрд. $. На поддержку реформ в банковском и газовом секторе, на совершенствование системы управления, на борьбу с коррупцией и на социальную защиту бедных. Еще несколько миллиардов должна выделить Еврокомиссия вкупе с отдельными странами ЕС. Дабы достичь действительно солидной планки в 40 миллиардов долларов на нужды украинского реформаторства. Не было ни гроша, да вдруг алтын. Дьявол кроется в деталях и параграфах. Семнадцать с половиной дополнительных миллиардов долларов от МВФ – звучит красиво, надежно, солидно. Если абстрагироваться от нескольких уточнений. Решение о расширение кредитования уже принято? Нет, его представят Совету директоров МВФ в конце февраля или в начале марта с.г. Что дополняют эти миллиарды? Уже действующую кредитную программу Stand-By с двухлетним сроком действия. Но ростовщическая помощь в объеме 17 млрд. $ за год выполнена всего на 4.5 млрд. $. Третий и четвертый транши задерживаются с ноября прошлого года. Их объединили друг с другом и положили в долгий ящик. В чем плюсы расширенного кредитования? В том, что новыми займами будут погашаться старые долги. То есть для Международного валютного фонда польза очевидна. Вот какова эта выгода для Украины, по мнению директора-распорядителя МВФ: «…в сложных условиях 2014 года украинские власти продемонстрировали свою приверженность реформам,… дефицит бюджета составил 4.6 % вместо запланированных 5.8 %... принят гибкий курс обмена валют… увеличена цена на бытовой газ, пока до 56 % от импортных расценок…стоимость отопления пока повышена на 40 %...» Все сказано открытым текстом. 25-30 гривен за доллар вместо 8 еще год назад – это гибкий курс обмена валют. Рост газовых тарифов и расценок на отопление – это демонстрация приверженности к сложным реформам. Ограничение бюджетного дефицита – это цель № 1 согласно рецептуре кредитования от МВФ. Должник обязан платить по счетам вне зависимости от собственного экономического здоровья. В 2012 году номинальный ВВП Украины составил 176.3 млрд. $. В 2013 году он возрос до 177.4 млрд. $. В условиях «диктаторской тирании», повсеместного зажима демократии, всяческого притеснения бизнеса и гражданских свобод. По итогам 2014 года номинальный ВВП Украины равен 130.2 млрд. $. Всего за год украинская экономика рухнула на 26.6 %. В 2015 она сократится еще на 4-8 %, уже от результатов провального 2014 года. Никакие территориальные потери и антинародные карательные операции подобный крах не объясняют и не оправдывают. Вдумайтесь – экономика Сирии демонстрирует лучшие показатели, чем украинская! В ближневосточной стране со 150 тысячами погибших (!), с 9 миллионами беженцев (половина всего населения!), с инфляцией более 50 % в год, с трехлетней изнуряющей войной и полной анархией в половине областей ВВП сократился на 21 %. В 2012, в год максимального успеха вооруженных отрядов оппозиции. Сирия выживает без поддержки всего цивилизованного мира, без кредитной помощи МВФ, без щедрых траншей от ЕС, без нефтедолларов от монархий Персидского залива. Зато с гарантиями США на финансирование антиасадовских банд, с их обеспечением нефтеносными соседями. На Украине есть и позитивные моменты экономического «жития по-новому». Одна из украинских кондитерских корпораций по итогам 2014 года увеличила чистую прибыль в 9 (девять) раз. Международный инвестиционный банк (МИБ), принадлежащий успешному владельцу Roshen, приумножил свои активы сразу на 50 %. В МИБ продолжают течь как гривневые, так и валютные депозиты, банк расширяет свою сеть офисов и финансовых услуг. Вот что значит рачительный хозяин. И запальчивое обещание распродать коммерческую собственность все никак не осуществится. А что - обещанием больше, обещанием меньше - невелика беда. Политика изменчива, а прибыль постоянна. Украинские власти пользуются милитаристской завесой для маскировки финансовой кабалы. Иностранных агрессоров лучше искать не на Донбассе, а в киевских кабинетах. Там они хотя бы видимы по делам своим. Преступная АТО сеет смерть на сравнительно небольшой территории страны. Отрицательный эффект такой, словно от Львова до Луганска развернута тотальная война на истощение и истребление. Впрочем, «словно» здесь излишне. На Украине действительно развернута война с целью истощения и истребления населения. Если восточных «сепаратистов» уничтожают огнем и блокадой, то всех остальных душат цивилизованно. Путем приверженности к пути амбициозных реформ. Условием расширенного кредитования МВФ являются дальнейшие "прогрессивные" преобразования на Украине, как-то: - Сокращение расходной части бюджета на 48 млрд. гривен (даже по новому, прогрессивному курсу это 2 млрд. $). - Увольнение от 200 до 300 тысяч работников бюджетной сферы. Грядет кадровое сокращение второстепенных и малозначимых областей народного хозяйства – медицины, образования, науки, промышленности. - Рост стоимости природного газа составит не 40 %, а 200-300 %. Нафтогаз обязан выйти на самоокупаемость. Живут же в Швеции с тарифами 1.5 $ за кубометр газа и даже процветают, чем украинцы хуже? - Оптимизация стоимости электроэнергии для промышленных и бытовых нужд будет осуществлена в сторону возрастания тарифов до справедливого размера. Калибр справедливости уточнить у главы кабинета министров. - Увеличение возраста выхода на пенсию до 65 лет. Что несколько выше средней продолжительности жизни на Украине. Нечего сидеть на шее у родного государства. Отработал положенный срок – задумайся о вечном, ритуальные конторы тебе в помощь. - Индексация окладов бюджетникам, пособий и пенсий не ранее декабря 2015 года. При официальной инфляции в 20-30 %, при кратном росте стоимости лекарств и предметов первой необходимости. - Дальнейшее повышение налогового гнета. Чтобы долги выплачивать, их нужно сначала собрать. Да побольше, побольше. - Отмена большинства социальных льгот и выплат, в том числе участникам афганской войны и ликвидаторам чернобыльской аварии. Заслуги прошлого отменены за ненадобностью, разбиты вместе с историческими памятниками и национальным единством. Достаточно воплотить в жизнь эти выстраданные нововведения – и западные кредитные институты выделят Украине 40 млрд. долларов. На четыре года. В среднем 10 млрд. $ в год. Для выхода из экономического коллапса необходимо в три-четыре раза больше. Только в 2015 году Украина должна погасить 11 млрд. $ долговых обязательств. Не считая 2.1 млрд. $ задолженности перед Газпромом, не считая необходимости закупать российский газ, не считая погашения 3 млрд. $ по еврооблигациям в декабре 2015. Не считая компенсаций инвалидам и гражданским лицам, пострадавшим от обстрелов и бомбежек. Не считая дикого роста военного бюджета и армейских дикостей, не считая расходов на восстановление разрушенного войной, не считая собственных призовых обещаний за уничтожение вражеской техники. Не считая катастрофой сокращение золотовалютных резервов Украины с 20 до 6.4 млрд. $ за год реформаторских усилий новой власти. Не считая много чего. Незачем считать, скакать надобно. Это помогает отвлечься от скорой приватизации сельскохозяйственных угодий, инфраструктурных и промышленных объектов, от распродажи национального достояния нужным корпорациям и персонам. После греческого прецедента МВФ, ЕБРР, ВБ и ЕС будут выделять финансы под солидное обеспечение. Тем более, когда кредитуемым объектом является государство в стадии постреволюционного самораспада. Верховная Рада управляема и послушна, любой оппозиционный парламентарий опасается закончить жизнь в мусорном баке. Кандидатуры стрелочников-зрадников уже занимают министерские посты в финансово-экономическом блоке правительства. Частные армии и карманные силовики снаряжены и обучены, к переделу собственности давно готовы. Оно куда безопаснее войны на Донбассе, да и оплачивается не в пример лучше. Что там дальше? Панду геть? Мы не рабы, у нас и справка есть от военкома? Акционерное общество «Грабли и скакалка» обменяется опытом с корпорацией «Рога и копыта»? Эта музыка будет вечной. Если бы не траурный мотив, скорбные ноты и тысячи похоронных процессий в некогда цветущей стране.



Вернуться назад