Украина переживает бензиновый кризис
Украинские дороги заметно опустели: из-за роста ценников на АЗС по нескольку раз в день автовладельцы решили ставить на прикол свой транспорт. За февраль стоимость автомобильного топлива на Украине выросла в 2 раза.
Недальновидная политика Украины по выдавливанию из нефтепереработки страны российских нефтекомпаний вкупе с беспомощностью Нацбанка Украины привела к печальным результатам. Топлива стало меньше, и оно резко выросло в цене.
С 23 на 24 февраля бензин на Украине подорожал на 1,3-1,5 гривны, на некоторых заправках за ночь цены выросли на 3 гривны. В последующие дни цены выросли на 2 гривны.
Так, за литр А-92 на некоторых АЗС в Киеве просят свыше 26 гривен, что на 2 гривны, или 8%, выше, чем днями ранее.
С 25 февраля средняя стоимость самой популярной марки бензина А-95 на Украине выросла на 2,1 гривны до 26,4 гривны за 1 литр, по данным мониторинга крупнейшей украинской топливной консалтинговой группы "А-95".
Стоимость дизельного топлива также примерно выросла на 2 гривны до 26-29 грн/л.
Максимальная стоимость литра бензина А-95 составляет 29,99 гривен, А-92 - 29,19 гривен, дизтоплива - 29,59 гривен.
В феврале в целом бензин на Украине подорожал в 2 раза.
Это приведет к росту транспортных расходов мелкого и крупного бизнеса и последующему росту на цен на их продукцию.
Нацбанк подогрел топливный рынок
Ассоциация украинских операторов рынка нефтепродуктов обвиняет Нацбанк в дестабилизации отрасли.
Во-первых, девальвация гривны. Только за вчерашний день официальный курс гривны был снижен Нацбанком сразу на 7% из-за практически нулевых запасов валюты и золота Украины, которых уже не хватает на поддержку гривны, которая стала дешевле в 2 раза по сравнению с началом 2015 г.
Вслед за падением гривны корректируются вверх все цены, в т. ч. на топливо.
"Примерно 90% в цене бензина — валютная составляющая, закупочная стоимость и налоги", - говорит директор консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн.
Во-вторых, страна закупает топливо за валюту, в основном в Белоруссии, которая перерабатывает российскую нефть.
Нацбанк ввел ограничения авансовых платежей по импортным контрактам на сумму свыше $50 тыс. и необходимость аккредитивной формы расчетов при осуществлении платежей свыше $500 тыс. НБУ боится вывода валюты из страны и валютных спекуляций. Но это решение осложняет заключение контрактов на поставку топлива.
На сегодняшний день около 85% поставок нефтепродуктов в страну импортные, и альтернативы этому нет, заявили в Ассоциации "Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины".
На Украине нет банков, аккредитивы или гарантии которых будут признаны зарубежными банками и поставщиками. Получение аккредитива в зарубежном банке почти невозможно из-за преддефолтной ситуации на Украине, заявили в ассоциации.
Дефицит валюты только у членов ассоциации достигает около $150-200 млн, которые необходимы для закупки 200 тыс. тонн бензина и дизельного топлива.
"Речь идет о проблемах с поставкой около 30% от объема рынка, и это только та часть, о которой мы можем заявлять с полной уверенностью. Под вопросом находится около половины поставок топлива в Украину", - говорит Косянчук.
Как подсчитали в ассоциации, из-за недавнего снижения цен на нефть стоимость бензина на Украине могла снизиться примерно на 1 гривну, но этого не произошло из-за девальвации.
Высокие цены на топливо и его нехватка спровоцировали бурный рост нелегального топливного рынка. В последнее время участились сигналы участников рынка о контрабандных поставках нефтепродуктов через морские порты в Очакове, Николаеве, Измаиле и Рени.
Однако наиболее мощным каналом нелегальных поставок на рынок является нелегальное производство нефтепродуктов, заявляют в украинской топливной консалтинговой группы "А-95".
По оценкам экспертов "А-95", доля некондиционного топлива на рынке Украины составляет 20%.
Вернуться назад