— Хотя острота проблемы — возможность немедленного удара США — немножко спала, состояние тревоги остается. Сергей Лавров говорит: "Мы надеемся, что не повторит Вашингтон тех же действий в отношении КНДР, которые были предприняты в отношении Сирии". Из Вашингтона идут противоречивые сигналы. Там с утра официальные лица говорят, что военный вариант рассматривать не собираются, а уже вечером Майкл Пенс заявляет, что стратегическое терпение США закончилось в отношении КНДР. Что вы об этом думаете, Саид?
— Я абсолютно убежден, что они пробуют на прочность не Пхеньян, а Пекин. И ведут себя американцы очень недобросовестно. Думаю, что это отразится на них очень болезненно. На самом деле, Северная Корея им и другим ничего не обязана, она не вышла из договора о нераспространении ядерного оружия. В условиях биполярного мира, когда был заключен Варшавский договор против НАТО, безопасность Народно-Демократической Кореи гарантировалась. Сейчас американцы пытаются навязать свою однополярность.
Ведь позиция КНДР — за безъядерный мир. Они четко говорят: США, если вы отказываетесь от ядерного оружия, то и мы откажемся и пустим ваших экспертов. Американцы говорят: нет, у нас есть право на атомную бомбу, мы — белые люди, а вы люди второго сорта, поэтому права на ядерную бомбу у вас нет. Атомная бомба, как утверждают, есть и на территории Южной Кореи на американских военных базах.
Президент Путин говорил: если нет атомной бомбы, как ее не было у Ливии, то НАТО принесет демократию. А вот, если у тебя есть атомная бомба, никто тебе ничего особо не сделает. Он явно имел в виду КНДР, Пакистан, Индию, которые бомбы создали. И в этой ситуации позиция корейцев понятна.
Другое дело, что они провоцируют своими испытаниями. Нет необходимости проводить их так часто. Они делают это именно для политических целей. И они ставят в крайне неудобное положение Китай. С другой стороны, Южная Корея гораздо больше агрессивна, чем Северная, у нее армия намного больше во всех смыслах.
Если на таком маленьком участке земли, где рядом наш Владивосток, северо-восточные провинции Китая и Япония кто-то начнет конфликт с применением ядерных бомб, мало не покажется никому. Как бы нам не пришлось эвакуировать Владивосток или, не дай Бог, Хабаровск, а китайцам, даже страшно представить, сколько миллионов человек придется эвакуировать, если вдруг будет применяться ядерное оружие.
Главные покровители Пхеньяна — это все-таки Пекин и Москва. Си Цзиньпин говорил большой шестерке: ребята, это наш клиент, мы с ним договоримся. Но он не слушается, там говорят: мы — друзья Китая, но не марионетки. У них свое мнение, у нас свое. Между ними было очень много конфликтов, которые странным образом проскальзывали. Там все очень непросто.
— Американцы вдруг заявили, что пока не будут размещать ядерное оружие в Южной Корее. Связано ли это с тем, что Москва и Пекин категорически против? Второй момент: недавно был импичмент президента Южной Кореи. Вашингтон предлагает подождать позицию нового президента Южной Кореи. На ваш взгляд, оба фактора важны? Позиция Южной Кореи для американцев действительно важна? И что Москва и Пекин против?
— Три фактора. Позиция Японии еще больше важна, чем позиция Южной Кореи. Но что самое главное, все специалисты говорят, что в Южной Корее сейчас левые победят. А левые традиционно гораздо лучше относились к Северной Корее. Там правым настолько сильный урон нанес урон этот импичмент и последующий арест президента. Они там все друг друга обвиняют в связи с Трудовой партией Кореи, но что-то в этом смысле есть, и американцы это прекрасно понимают.
— Обычно при конфликтах всегда возникают посредники, которые сажают за стол переговоров и пытаются все сделать миром. В отношении к Северной Корее сейчас нет никаких попыток. Их никто даже не пытается привлечь к переговорному процессу. Вот что настораживает. То есть Северная Корея стала уже изгоем даже в глазах Москвы, когда Лавров заявлял, что "нам надоели эти ракетно-ядерные игры". Возможно, это игра США на усыпление бдительности Пхеньяна, чтобы потом внезапно ударить? Вообще Трамп может все-таки на это пойти?
— Мне очень не нравится такой подход к Трампу, что он якобы дурачок безопытный. Это волевой человек, сделавший себя мультимиллиардером, прекрасно знающий все слабые и сильные места государственных чиновников - потому что он все-таки делал государственные заказы. У него в аппарате супернефтяники типа Тиллерсона, боги большого бизнеса, которые очень хорошо знают, как работают государственные органы не изнутри, а снаружи. Не надо думать, что у американцев аппарат работает по-другому, чем не у американцев. Может быть, только в КНДР это несколько по-другому. Может быть, этого нет, потому что там нечего заносить. Поэтому Трамп очень хорошо просчитывает, прекрасно понимает, что с ним будет, если в результате всего этого начнется война.
Корейцы выиграли одну войну, с трудом, но выиграли, когда у них и техники не было, но при помощи, конечно, китайцев. В Китае все очень и очень непросто, но там существует мощная фракция, которая стоит за безоговорочную поддержку, прежде всего военную поддержку, Пхеньяна.
— И все-таки какая ситуация? Что может сделать Россия?
— Давайте прежде всего поймем, что в Москве, что в Вашингтоне люди, которые определяют внешнюю политику, это умные и опытные. Каждый из них понимает, что никаких импульсивных решений Ким Чен Ын не может сделать. Это — вовсе не самодур, к тому же решения в КНДР принимаются коллегиально, коллективно. Это прекрасно понимают и в Москве, и в Вашингтоне. И реальной, настоящей войны, тем более ядерной, конечно, никто не хочет.
К публикации подготовил Юрий Кондратьев