Тот факт, что с первым международным визитом Трамп поедет в Саудовскую Аравию, позволяет судить о важности, которую придают в Белом доме Ближнему Востоку. При этом нелишним будет отметить, что в другую горячую точку — к Корейскому полуострову — Трамп направил авианосец, сопроводив его прямыми обращениями в адрес китайского руководства с просьбой помочь в решении вопроса.
Но на Ближний Восток президент намерен поехать лично и без авианосного эскорта, предварительно переговорив по телефону со своим российским коллегой. Это тоже сигнал: в данном регионе США хотят действовать миром и приглашают Россию к партнерству.
Но почему именно Эр-Рияд станет первым пунктом, а не Тель-Авив? Неужели для Трампа отношения с саудовской монархией, до сих пор не разрешающей однополые браки и не позволяющей женщинам водить автомобиль, ценнее, нежели тесная дружба с Израилем?
Дело в том, что отношения с Израилем для нового хозяина Белого дома стоят на самом первом месте. В этом никто не сомневается, и в первую очередь — руководство еврейского государства. Премьер Нетаньяху был вторым иностранным лидером, которого Трамп принял в Вашингтоне еще в феврале. Тогда Нетаньяху получил достаточные гарантии дружбы и поддержки со стороны Америки. И теперь никаких новых символических жестов, подтверждающих это, уже не требуется.
Что требуется — это быстрая и эффективная практическая работа. А ее начинать нужно именно в КСА, государстве, которое, с одной стороны, претендует на лидерство в арабском и мусульманском мире, а с другой стороны, переживает крайне сложные времена и рискует утратить основания для своих претензий: слишком сильно пострадали ее финансы в результате падения цен на нефть.
Предыдущий президент Обама весьма прозрачно намекнул саудовцам, что Америка может счесть их "безбилетниками" и потерять всякий интерес к их судьбе. Что это означало бы для Эр-Рияда, который является самой лакомой целью для террористов из ИГИЛ ("Исламское государство", организация запрещена в России), представить себе нетрудно. Их наверняка обуял панический страх, тем более что они не забыли о якобы существовавших тайных планах расчленения королевства. Слухи об этом были весьма популярны в разгар "арабской весны".
Неудивительно, что приход Трампа был воспринят в КСА и других арабских странах Персидского залива с надеждой, которая к нынешнему моменту переросла в восхищение. Новый ближневосточный курс Вашингтона создает для них совершенно иное, качественно лучшее будущее.
Основа его — назначение Ирана главным региональным противником США. Этого арабы залива добивались в течение долгого времени. Обама не внимал им и заключил с Тегераном ядерную сделку, которую арабы восприняли как начало возрождения иранской военной мощи и даже первый шаг к ирано-американскому союзу, направленному против арабов.
Трамп эти опасения развеял, раскритиковал ядерную сделку и согласился с израильской оценкой роли Ирана как основного фактора дестабилизации в регионе. Более того, он даже заявил, что намерен работать над принципиально новым блоком между Израилем и некоторыми арабскими странами с целью сдерживания Ирана.
Видимо, визит Трампа в Эр-Рияд должен положить начало реализации этого плана.
Итак, Америка ставит на арабо-израильский блок. Эта идея не столь фантастична, как может показаться на первый взгляд. Будучи бизнесменом, Трамп наверняка намерен заложить под нее мощный экономический фундамент. Тут следует указать на то, что еще с 90-х годов прошлого века, когда шел процесс взаимного признания Израиля и Палестины, был наработан большой пакет крупных проектов, среди которых, например, освоение нефтегазовых запасов на шельфе Восточного Средиземноморья, строительство трубопроводов и транспортных магистралей от Персидского залива к берегам Леванта и многое другое. В последнее время эти проекты понемногу извлекаются на свет божий и подаются в качестве весомых бонусов, которые могут сопровождать процессы замирения между арабами и израильтянами. Год назад появился многомиллиардный саудовский план развития до 2030 года. А на поверхности уже лежит совершено новый подобный проект: восстановление Сирии.
Одним словом, идея арабо-израильского блока имеет вполне осязаемые экономические выгоды.
Но остается палестинская проблема, без решения которой ни одно арабское правительство не посмеет пойти на союз с Израилем: его просто сметет улица.
В Вашингтоне это прекрасно понимают, и поэтому Трамп намерен приложить все возможные усилия для скорейшего достижения палестино-израильского урегулирования. Только что он принимал в Белом доме палестинского президента Махмуда Аббаса и повторил ему то же, что говорил и Нетаньяху: Америка и он лично примут любое решение, по которому договорятся палестинцы и израильтяне. При этом наверняка Аббасу была обещана и щедрая помощь как в политическом плане (ему нужно объединить вокруг себя многочисленные палестинские фракции, а главное — вернуть контроль над сектором Газа), так и в финансово-экономическом.
Если в обозримой перспективе США смогут добиться уступок со стороны Рамаллы и Тель-Авива и достичь взаимоприемлемых условий мира между Палестиной и Израилем, никаких препятствий для формирования арабо-израильского блока не останется. В этом случае структура ближневосточного конфликта (явления вечного, ибо конфликт здесь не прекращается уже несколько тысяч лет) изменится: основной его часть станет противостояние с Ираном.
Что это может означать для России?
Первое: это превращение Ирана в ракетно-ядерную державу. В результате будет заделана последняя брешь в сплошном заборе из ядерных ракет, окружающем нашу страну.
Второе: Москва окажется перед выбором, с какой стороны новой ближневосточной баррикады ей находиться. Либо с Ираном против США, арабов и Израиля (со временем туда притянут и Турцию), либо — с ними против Ирана. Ядерного Ирана — не забывайте!
Третье: по сравнению с прошлой эпохой, когда СССР в союзе с частью арабов противостоял США, Израилю и другой части арабов, ситуация сильно изменилась. Тогда СССР и США были двумя альтернативами, и каждая страна в регионе должна была выбирать между ними. Сейчас же появился Китай. Он с большим удовольствием будет играть роль покровителя и утешителя тех, кто не захочет пойти под американо-израильские знамена. И в этом деле он будет сильнейшим конкурентом России.
Четвертое: в этих условиях многократно повышается ценность любого присутствия России на Ближнем Востоке и в прилегающих к нему зонах (Балканы, Кавказ, Африка). Сирия должна остаться в нашей сфере влияния, и нужно активно работать над расширением и упрочением российского потенциала в регионе в целом. Нельзя затягивать развитие отношений с Египтом, Алжиром, Марокко, Суданом, со странами Залива. Нужно всеми мерами наращивать экономическое сотрудничество.
Пятое: в своих отношениях с Ираном, как и Турцией, России следует добиваться необходимых гарантий, юридически обязывающих гарантий, а не одних лишь заверений в дружбе и стратегическом партнерстве.
Шестое: использовать возможности для взаимодействия с США в регионе, полностью сохраняя понимание собственных интересов. Нынешняя динамика на Ближнем Востоке предоставляет шанс начать налаживать взаимное доверие и умение работать вместе на мировой арене. При этом нужно учитывать, что Китай вряд ли готов брать на себя политическую ответственность за развитие ситуации, он не станет играть роль политического и военного гаранта здесь. Поэтому нужно взять эту роль на себя, разделив с США ответственность за судьбу региона. Тем самым мы подтвердим глобальный статус России.