Соответствующее заявление было сделано в начале мая коммерческим директором ведущей украинской газовой компании AYA Capital Юрием Витренко. Суть его заключается в том, что напуганные перспективами вообще потерять российский транзит по территории Украины киевские чиновники теперь обещают снизить транзитные тарифы в 10 раз. Естественно, после окончания срока действия текущего контракта. После этого затраты на транспортировку российского газа в Европу будут в три-четыре раза меньше, как по "Северному потоку", так и по пока его гипотетической второй очереди. Киев считает, что это обязательно заставит "Газпром" и его европейских партнеров забыть о строительстве обходящих Украину потоков и направить все закупаемое Европой топливо через украинскую трубу.
Сейчас "Нафтогаз" взимает запредельно высокие тарифы на транспортировку российского газа. Он объясняет это исключительно благородным желанием модернизировать газотранспортную систему "незалежной". "Нафтогаз" требует с "Газпрома" фиксированную сумму за предусмотренную контрактом 2009 года транспортировку 110 миллиардов кубометров голубого топлива в год при том, что реально его проходит через Украину на 30-40 миллиардов кубов меньше. Но в Киеве забывают о другом фундаментальном условии упомянутого контракта — обязательстве покупать минимум 40 миллиардов кубометров российского топлива. Это при том, что "великая европейская держава" гордо рапортует, как уже почти два года не покупает у России газ вообще.
Насколько же реалистичны украинские посулы? Начнем с технико-экономических моментов. Во-первых, деятели "Нафтогаза" неоднократно заявляли, что украинская труба рентабельна при транзите через нее хотя бы 60 миллиардов кубометров российского газа — это при действующих завышенных транзитных тарифах. Допустим, что через нее в 2020 году будут качать в Европу и вышеописанные 110 миллиардов, и даже "максимум" в 178 миллиардов в год, что является практически всем объемом купленного ЕС в прошлом году российского голубого топлива, которое идет туда через "Северный поток", Белоруссию и Черное море.
Но все равно даже максимальные 178 годовых миллиардов кубометров при снижении цены на транзит вдесятеро дадут столько же прибыли, сколько нынешние 17,8 миллиардов. При том, что нижний предел рентабельности для украинских газовиков по объему транзита втрое выше. Неужто Киев станет дотировать убыточную деятельность украинской газотранспортной системы? Это даже не смешно, особенно на фоне нынешних категорических требований Запада к Украине о строго рыночных подходах.
Другой немаловажный момент — абсолютные цифры транзитных доходов "Нафтогаза", ныне составляющие около двух миллиардов долларов в год. Руководители компании уверяют, что излишки они вкладывают в модернизацию. В это верится с большим трудом хотя бы потому, что ни один ответственный бизнесмен не станет инвестировать в актив, который вскоре может стать невостребованным. А именно эта участь угрожает украинскому газопроводу, когда в полную силу заработают "Северный" и "Турецкий потоки".
В лучшем случае полученные от "Газпрома" миллиарды могли бы резервироваться где-нибудь в банке или вкладываться в высоколиквидные ценные бумаги для того, чтобы быть потраченными на модернизацию трубопроводов в случае достижения соглашения Киева с российской стороной. Но этот вариант в нынешних украинских реалиях выглядит фантастическим. Какое может быть резервирование, если деятели Украины ради кредита от МВФ в миллиард долларов готовы раз в полтора года выполнять самые неприятные ультиматумы Фонда — как, например, повышение пенсионного возраста и разрешение свободной продажи земли?
Вряд ли Украине удастся сохранить миллиарды без движения, причем не кредитные деньги, а чистый доход. Они с куда большей вероятностью уйдут на то, чтобы залатать дыры украинского бюджета. В ходе этого процесса правящая в Киеве клептократическая элита наверняка перенаправит прибыль "Нафтогаза" в свои карманы. Она не собирается отказываться от такого лакомого куска, как два миллиарда транзитных денег ежегодно, и тем более снижать их количество в 10 раз.
Но для чистоты эксперимента допустим на минуту, что Киев после 2019 года действительно каким-то чудным образом сможет снизить тариф на транзит российского газа в 10 раз. Означает ли это, что альтернативные украинским газотранспортные маршруты окажутся автоматически нерентабельными и потому вынуждены будут обанкротиться? Нет.
В настоящее время "Газпром" продает свой товар на границе с Германией по цене около 200 долларов за тысячу кубов. Протяженность "Северного потока" — 1224 километров, стоимость транзита по нему — два с небольшим доллара за 1000 кубометров за 100 километров, то есть, около 25 долларов за весь маршрут.
Себестоимость добычи сибирского газа равняется 20 долларам за тысячу кубометров, доставка его до границ России — 30-35 долларов. Всего получается 50-55 долларов. Плюс еще 25 долларов по "Северному потоку", максимум — 80 долларов. Получается, что чистая прибыль (до уплаты налогов, конечно) составляет 120 долларов за каждую тысячу кубов.
Даже если Киев предложит транспортировать сибирский газ совсем бесплатно, российский газовый гигант добавит к своей прибыли от силы 25 долларов. Конечно, "Газпром" не откажется от стратегического решения диверсификации своих поставок в Европу ради такой мелочи. Не говоря уже о европейцах, которым давно надоела непредсказуемость и нестабильность Украины. "Нафтогаз" вряд ли стал бы обещать Москве молочные реки с кисельными берегами, если бы перед ним не стояла реальная угроза потерять российский транзит вообще.
Обещания Киева никого обмануть уже не смогут. Решение о прокладке второй очереди "Северного потока" практически принято Еврокомиссией под давлением Германии; в начале мая "Газпром" уже объявил о начале прокладки труб по дну Черного моря. Так что для Украины поезд ушел. Максимум, на что она может рассчитывать, — это найти покупателя, который согласился бы приобрести после 2019 года ее проржавевшую и опустевшую трубу по цене хотя бы чуть выше обычного металлолома.