С западными ценностями все понятно: инспирированные частью западных элит антитрамповские настроения выражаются, прежде всего, в неприятии тех консервативных ценностей, которые декларирует нынешний американский президент и его электорат. А что происходит у нас? Какие ценности, кроме навязываемых нынешним обществом потребления мы имеем? В СССР школьников приучали писать сочинения на тему "В жизни всегда есть место подвигу", заступаться за слабых и прочее в том же духе. Обратимся теперь к реалиям из нашей нынешней жизни.
16 мая 2017 года новосибирец Дмитрий Морковин ударил подвыпившего мужчину, после чего в отношении Морковина было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью). Сидевший в машине на парковке возле магазина "Л'Этуаль" Дмитрий, по его словам, заступился за пару молодых людей.
"Я увидел двух молодых людей, они вызывающе себя вели, поначалу ничего страшного не было, они боролись сами с собой. Потом они начали кричать, материться, прохожим что-то выкрикивать. Возле "зебры", чтобы перейти дорогу, стояла пара. Один молодой человек, который сейчас является пострадавшим, подошел и схватил эту девушку за пятую точку очень сильно, как будто у него было желание ее оторвать", — рассказал Дмитрий Морковин новосибирским СМИ.
И хотя инцидент был зафиксирован камерой наблюдения, из увиденного на экране трудно сделать однозначный вывод. Видимо, так и сочли в полиции, куда обратился пострадавший. Между прочим, там не отрицали, что получивший травму мужчина был в подпитии. Остальное общественность узнала со слов Морковина.
"Я вижу, они переходят дорогу и начинают вызывать спутника девушки на конфликт, кричат "Ты чего не мужик, что ли?" Потом пинают его. Тот останавливается, но сделать ничего не может, девушку они тоже дергают. Дальше я уже не мог на это хладнокровно смотреть; родители так воспитали, что за слабых нужно заступаться. Эмоции сработали, я подбежал к этому парню и сказал не бояться. Тут они на меня двинулись — такие ребята по 120-130 килограмм каждый. Случилось то, что случилось", — отметил Дмитрий, признавшись, что ударил мужчину, который схватил девушку на переходе.
"Меня задержали, двое суток я просидел в изоляторе временного содержания. Никогда с законом у меня проблем не было. Никогда я в таких делах не участвовал, не привлекался", — сказал Дмитрий, добавив, что случившееся отбило у него желание заступаться за других людей.
В таких случаях всегда требуется выслушать и противоположную сторону. Для установления истины неплохо было бы разыскать парочку, из-за которой разгорелся данный конфликт. Оставим это конкретное дело тем, кому в силу своих служебных обязанностей, придется и дальше им заниматься. Нам в данной ситуации куда важнее выяснить, стоит ли заступаться за кого-то на улице. Заступаться за незнакомцев, которых, по нашему разумению, якобы обидели. Охватившие нас эмоции — плохой советчик и еще худший судья.
"Молодчина, — скажут одни, — дал отпор хулиганам!" Другие посетуют на произвол и самосуд. Все окажутся правы, если рассуждать без конкретного примера и знакомства со всеми обстоятельствами произошедшего. Действительно что-то побуждает нас заступаться за слабых и обиженных, но и вершить суд Линча, чреватый травматизмом, нам никто не позволял. Разве просил кто-то Морковина о помощи? Кроме хватания девушки за ягодицы и хамского поведения пьяных приятелей, происходило ли нечто ужасное? Может быть у заступника были какие-то свои, даже неосознанные им самим, мотивы? Еще раз повторим, мы не осуждаем и не восхищаемся поступком новосибирца, так как не обладаем всей полнотой фактов. Категорически можно сказать лишь одно — пьяные были неправы, приставая к прохожим. И все же это еще не повод для их избиения. В данном случае наилучшим выходом был бы вызов свидетелями наряда полиции. Например, в Москве и Подмосковье на такое реагируют очень оперативно.
Но имеется еще одна загвоздка. История развития судебной системы в США (по свидетельству многих авторитетных людей, одной из наиболее эффективных во всем мире) показывает, что там так и не удалось избежать линчевания негров куклуксклановцами, а также расстрелов учеников и учителей в школах, а студентов — в кампусах. Американцы только с виду производят впечатление нации сутяг, которые подают в суд по любому поводу. У некоторых их соотечественников настолько сносит крышу, что они идут вершить правосудие с оружием в руках.
Террористы так же выступают в роли заступников своих идей, религии и прочего. Порой они избирают своими мишенями полицейских или военных, как в сегодняшнем Израиле, или сановников и чиновников, как в царской России. Но чаще всего их жертвами становятся невинные или случайные люди.
В идеале, конечноЮ хотелось бы, чтобы вовсе не было хулиганов. Чтобы каждый мог постоять за себя. Чтобы вам в случае опасности помогли. А пока каждый сам для себя решает, как поступать в подобной ситуации.