Решение голландского сената стало предметом многочисленных оговорок и условий. Премьер-министр Нидерландов Марк Рютте после переговоров с ЕС четко заявил, что соглашение об ассоциации ЕС — Украина означает, что, во-первых, Украина никогда не станет членом ЕС; во-вторых, европейские страны не обязаны защищать Украину, и, в-третьих, европейский рынок труда останется закрытым для украинцев.
Что же будет означать эта ассоциация? Поляки могли бы довольно подробно рассказать украинцам о том, что будет происходить дальше, так как Польша находились в такой же ситуации в течение нескольких лет, в период с 1991 по 2004 год. Это было самое худшее время для местной экономики. Тогда, под предлогом адаптации к стандартам Евросоюза, было решено снизить активность во всех польских отраслях промышленности, которые рассматривались как конкурентоспособные ЕС.
В то же период проводилась довольно жестокая программа приватизации. Европейские компании, в основном немецкие, перехватили польские отрасли экономики, которые в свое время были признаны потенциально развивающимися и интересными, и как субподрядчики поддерживали их на низком технологическом уровне. Польский рынок был насыщен демпинговым европейским производством. Мировые торговые сети продавали товары тех же марок, но гораздо худшего качества, чем в Западной Европе. Вот реальные последствия соглашения об ассоциации с ЕС на примере Польши и других стран Центральной Европы. Украинцы будут также обмануты.
Президент Петр Порошенко официально заявил, что доволен ростом товарооборота между Украиной и Европейским союзом. Показатели украинской экономики являются, конечно, фантастическими, но факты говорят совершенно об обратном. Люди живут все хуже и хуже. Увеличив экспорт агропродовольственных товаров, европейский парламент, однако, отказался от скидок на помидоры, пшеницу и мочевину. В единственном вопросе, где Украина могла рассчитывать на дальнейшее развитие отношений с ЕС, будут существовать ограничения. С какой целью? Они будут заставлять Киев снять запреты на покупку земли иностранными организациями, в первую очередь крупными американским компаниям, производящими ГМ-продукты.
Вырваться из кошмара
Если говорить о социально-экономической ситуации, то кредит доверия нынешней киевской власти не исчерпан, несмотря ни на что. Молодые украинцы, которые в свое время поддержали Евромайдан с надеждой на лучшую жизнь, по-прежнему верят в то, что киевская хунта даст им право на въезд в ЕС и право на труд. Но право на труд на Украине чисто фиктивно. Даже там, где есть работа, вопрос о заработной плате даже не стоит. Может показаться, что надежды молодых украинцев, которые хотят побыстрее вырваться из киевского кошмара, будут оправданы.
Но на самом деле, открытие европейских границ без законного права на труд приговаривает этих молодых людей к положению чернорабочих. Стоит помнить одну вещь: вы не можете строить экономику страны только на основе труда уборщиц! При всем уважении к тяжелой работе украинских женщин на Западе — это не является признаком экономического здоровья; они не должны эмигрировать в массовом порядке. Очень часто образованные и квалифицированные люди вынуждены работать на низкооплачиваемых местах, в то время как их собственное правительство соглашается ликвидировать остальную экономику. Подобное не может происходить в здоровом государстве.
Разочарование в обществе будет расти. Скоро люди начнут спрашивать: почему мы не можем сказать то, что думаем? Почему мы не можем выбрать свое правительство? Почему продолжается эта кошмарная война в Донбассе? Почему все национальное богатство украдено? Кто-то должен задать эти вопросы.
Ответы будут давать бандеровцы из киевской хунты. Когда социальное недовольство начнет расти, они поднимут резерв, который будет в состоянии принять текущие обстоятельства и продолжит строительство неонацистского государства. С другой стороны, до сих пор отсутствует механизм, способный привести Украину к исцелению. Типичной историей из украинской политической жизни являются события во Львове, когда бандеровцы захватили Львовский областной совет, требуя принятия решения о неонацистском сепаратизме Западной Украины.
Речь идет о стране, которая в принципе не работает.
Никто не знает как остановить данный процесс. Его не знает ни Порошенко, ни олигархи, собственноручно ворующие украинские активы, ни Запад. Соглашение об ассоциации и открытии границ в нынешней ситуации — это только ухудшение, а не решение проблем украинцев.