Примечательно, что вот уже третьи сутки идут бои вблизи газовых месторождений Арак. Как сообщает ливанское информационное агентство Al-Masdar, сирийской армии совместно с отрядами движения "Хезболла" удалось отбить у ИГИЛ несколько высот с видом на месторождения в восточной части Пальмиры. Армия Башара Асада, понимая стратегически важное значение месторождений газа, стремится вернуть контроль над всеми высотами — с видом на газовые месторождения Арак.
Сегодняшние бои — это часть стратегического плана по продвижению вдоль шоссе Пальмира — Дейр-эз-Заур. Армия Сирии сейчас находится всего в шести километрах от стратегического города Арака, в восточной части провинции Хомс. Арак расположен между Пальмирой и оплотом ИГИЛ — городом Сухнэ.
Таким образом, населенные пункты Арак и Сухнэ являются последней линией обороны ИГИЛ на пути армии Асада и "Хезболлы" в восточную провинцию Дейр-эз-Заур.
Тот факт, что армия Башара Асада и ВКС России считают "Хезболлу" своим союзником, говорит о том, что Москва и Вашингтон оказались по разные стороны баррикад на сирийском фронте. И вот почему. США так же, как и Израиль, считают организацию "Хезболла" террористической группировкой.
В Москве думают иначе. "Некоторые говорят, что "Хезболла" — террористическая организация, — заявляет заместитель главы МИД России Михаил Богданов. — Мы с ними поддерживаем контакты и отношения, потому что мы не считаем их террористической организацией. Они на российской территории никогда не совершали никаких терактов. "Хезболла" избрана народом в парламент Ливана, есть члены правительства и министры из "Хезболлы" в Ливане. Это законная общественно-политическая сила".
А вот ИГИЛ однозначно признана террористической организацией. Тогда, на первый взгляд, не очень понятно, почему США оказывают тайную поддержку ИГИЛ. На минувшей неделе командующий российской группировкой войск на территории Сирии генерал-полковник Сергей Суровикин заявил: "Возглавляемая США коалиция и Союз демократических сил вступают в сговор с главарями ИГИЛ; последние без боя сдают занятые ими поселения в Сирии и направляются в те провинции, где активно действуют сирийские правительственные силы".
По словам российского генерала, под видом борьбы с международным терроризмом в Сирии американцы используют боевиков для сопротивления продвижению правительственных войск.
Таким образом, налицо размежевание на сирийском театре военных действий: Россия считает своим союзником "Хезболлу", а США тайно поддерживают ИГИЛ, чтобы не позволить армии Башара Асада окончательно разгромить вооруженное сопротивление нынешней власти в Дамаске.
В связи с этим эксперты проводят параллель между нынешней ситуацией в Сирии и войной в Афганистане в 80-х годах ХХ века. Сразу после ввода советских войск в Афганистан ЦРУ создало в Пакистане сеть учебно-тренировочных лагерей и баз снабжения афганских моджахедов (в советской версии — душманов).
В 1983 году президент США Рональд Рейган лично встречался с делегацией афганских моджахедов в Белом доме в 1983 году. Ровно через три года, в 1986 году, Пентагон начал поставлять афганским моджахедам переносные зенитно-ракетные установки (ПЗРК) "Стингер", которыми афганские душманы сбивали советские вертолеты и штурмовики, выполнявшие боевые операции на малых высотах.
С помощью США вооруженная афганская оппозиция постоянно наращивала огневые возможности ПВО своих отрядов.
Поставляя афганским мятежникам современные ПЗРК, Вашингтон как бы мстил Советскому Союзу за поставки оружия правительству Вьетнама для борьбы против агрессии США. В 1965 году Советский Союз начал поставлять Вьетнаму ракеты "земля-воздух" и истребители МиГ-17, с помощью которых были сбиты сотни американских вертолетов и самолетов.
Теперь в Сирии американцы, похоже, готовятся повторить сценарий войны в Афганистане против советских войск. По мнению военных аналитиков, задача Пентагона — любой ценой и даже через тайное сотрудничество с ИГИЛ не позволить России разгромить очаги вооруженного сопротивления в Сирии.
Цель Вашингтона ясна: добиться свержения режима Башара Асада. А это значит, что, к сожалению, сирийский театр военных действий, подобно афганскому в 80-е годы, еще неопределенное время будет оставаться ареной боевого противостояния ВКС России и вооруженных отрядов, которые снабжает боеприпасами Пентагон.
Впрочем, терроризм на Ближнем Востоке может довольно быстро сойти на нет. Но тут есть одна серьезная проблема: для этого США попросту нужно захотеть — и приказать аравийским монархиям прекратить финансирование террористических группировок.