Эксперты обратили внимание на то, что это заявление Шойгу прозвучало через несколько часов после того, как к самолету министра обороны России над нейтральными водами Балтики попытался приблизиться истребитель F-16 одной из стран НАТО. В Москве этот маневр расценили как откровенную провокацию.
Между тем на южных границах России складывается не менее тревожная ситуация, чем на западных рубежах. С той лишь разницей, что вдоль огромной линии границы стран Центральной Азии с соседним Афганистаном готовятся к прорыву одновременно боевики двух террористических организаций — ИГИЛ и "Талибана".
Появились сообщения о том, что отряды ИГИЛ концентрируются на границе с Туркменией. В частности, как сообщает афганское информагентство Ariana News, боевики ИГИЛ захватили уезд в северо-западной афганской провинции Джаузджан на границе с Туркменией.
Одновременно активизировались талибы, которые на днях захватили десятки селений в граничащем с Таджикистаном афганском уезде Хваджа Гхар провинции Тахар на северо-востоке страны. Талибы также взяли на себя ответственность за серию терактов против военнослужащих США в Афганистане.
В Москве не скрывают тревогу в связи с обострением ситуации в Афганистане и опасностью прорыва границы одной из стран Центральной Азии со стороны боевиков ИГИЛ и "Талибана". "В связи с обострением ситуации в Афганистане ОДКБ до конца текущего года проведет ряд крупномасштабных мероприятий на территории одной из стран Центральной Азии", — заявил заместитель генерального секретаря Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) Валерий Семериков. В какой именно из стран Центральной Азии пройдут эти мероприятия, он не уточнил.
Недавно генерал армии Валерий Герасимов по итогам заседания Военного комитета ОДКБ заявил, что "Центрально-Азиатский регион войдет в единую систему противовоздушной и противоракетной обороны ОДКБ". Таким образом, с воздуха южное подбрюшье России, как называют регион Центральной Азии, надежно прикрыто.
Однако эта новость не вселяет уверенности в российских генералов: ведь ИГИЛ и "Талибан" будут нападать на страны Центральной Азии не с воздуха, а через сухопутные бреши на огромной границе с Афганистаном. А таких брешей в обороне ОДКБ в регионе немало. Дело в том, что Туркмения упорно отказывается не только вступать в ОДКБ, но и проводить совместные с этой организацией мероприятия по укреплению своей границы с Афганистаном. Узбекистан же приостановил свое участие в ОДКБ еще в 2012 году, и в настоящее время Ташкент, как и Ашхабад, не участвуют в программах в рамках ОДКБ.
Напомним, что в настоящее время в ОДКБ входят Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан.
По мнению экспертов, чтобы свести к минимуму опасность, исходящую от выпавших из поля зрения ОДКБ участков границы Узбекистана и Туркмении, Москва решила усилить свои военные базы в Таджикистане и Киргизии. Стало также известно, что на 201-ю российскую военную базу в Таджикистане был переброшен дивизион реактивных систем залпового огня (РСЗО) "Ураган" калибром 220 миллиметров. Таджикистан имеет общую границу с Афганистаном протяженностью почти в тысячу триста километров.
В Киргизии размещены четыре российских военных объекта: авиабаза в Канте, военно-морская испытательная база в Караколе, автономно-сейсмический пункт в городе Майлуу-Суу, а также пункт связи в долине Чалдовар.
Москва в настоящее время продолжает попытки убедить Туркмению и Узбекистан заключить соглашения с ОДКБ о создании совместных подразделений по охране границ этих стран с Афганистаном, но Ашхабад и Ташкент на уступки не идут. Как известно, протяженность границы Туркмении и Афганистан составляет 744 километра, а Узбекистана с Афганистаном — 137 километров.
Руководство ОДКБ опасается, что несколько тысяч боевиков ИГИЛ, сосредоточенных на границе Афганистана и Туркмении, могут внезапно прорвать оборону туркменских пограничников, продвинуться к западным районам Казахстана, а оттуда — на территорию России.
Впрочем, президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, как отмечают наблюдатели, в отличие от своего предшественника Ислама Каримова, проводит более гибкую внешнюю политику и демонстрирует готовность к компромиссам. В частности, в апреле 2017 года в ходе государственного визита в Россию Мирзиёев договорился о реализации совместных с Москвой проектов на сумму в 15 миллиардов долларов.
Российская сторона пообещала даже продавать Ташкенту оружие и военную технику по внутрироссийским ценам. В ответ узбекский лидер пообещал подумать о возвращении его страны в ОДКБ. Пока же Москва и Ташкент договорились сотрудничать в сфере борьбы с международным терроризмом.
Наблюдатели отмечают, что Николай Бордюжа, недавно покинувший пост генерального секретаря ОДКБ, так и не смог найти общий язык с Узбекистаном и Туркменией в вопросе военного сотрудничества с этими странами. "Мы говорим об одном: давайте объединим усилия спецслужб для совместного противодействия общим угрозам, с которыми мы сегодня уже реально сталкиваемся, давайте будем разговаривать о возможности оказания помощи со стороны коллективных сил ОДКБ в случае необходимости. Но ответной реакции ни от узбекской, ни от туркменской стороны пока нет", — сетовал Бордюжа незадолго до своей отставки.
В мае 2017 года к обязанностям генерального секретаря ОДКБ приступил представитель Армении, генерал-полковник Юрий Хачатуров. Возможно, смена руководства ОДКБ повлияет на позицию Ташкента и Ашхабада.