Куреневская трагедия покажется цветочками: судоходству Украины грозит катастрофа
Украина остается без Днепра: срыв открытия навигации несет катастрофические последствия. Эксперты предупреждают о высоком риске эксплуатационного отказа сооружений и закрытия навигационной системы реки на неопределенный срок.
Несмотря на необычайно теплую погоду и отсутствие ледяного покрова, навигация на Днепре в этом году начнется позже. На этой неделе прошло заседание «Укрводпути», на котором сообщили точные даты ее открытия. Расписание открытия всех шлюзов навигации на реке Днепр выглядит следующим образом:
Каховский – 7 марта;
Запорожский – 15 марта;
Кременчугский – 19 марта;
Днепродзержинский – 25 марта;
Киевский – 30 марта;
Каневский – 10 июня.
Перевозчики грузов недовольны
Издание «Судоходство» сообщает, что перевозчики грузов остались недовольны решением «Укрводпути». По их мнению, погодные условия располагали открыть сезон навигации еще 20 февраля.
«О том, что со стартом навигации могут возникнуть проблемы, речь шла с ноября прошлого года. Уже тогда, при закрытии Днепродзержинского шлюза на ремонт, были вопросы касательно освоения средств», – пишет издание.
В «Укрводпути» объяснили причину позднего открытия шлюзов затянувшимися ремонтными работами. Также там отметили, что для ремонта на некоторых узлах не хватает специалистов. Такая нехватка объясняется весьма просто: практически все специалисты уехали из страны в поисках лучшей жизни. Поэтому неизвестно, когда, в каком виде и с какими потугами начнется навигация на Днепре в этом сезоне. Да и будет ли она вообще – большой вопрос.
«Теплая зима 2019-2020 годов, казалось бы, располагала, чтобы речная навигация на Украине началась вовремя, и даже досрочно. Но не тут-то было. Вмешался человеческий фактор. Рыба, как повелось, ищет, где глубже, а человек - где лучше. Так вот, работники шлюзов и прочих вспомогательных сооружений, расположенных на Днепре, в массовом порядке оставили Украину. Уехали в Россию, в Польшу и прочие страны, где такие специалисты вполне востребованы. Украина стремительно превращается в сухопутную державу», - заключает «Украина.ру».
Кто виноват?
Как сообщили корреспонденту Новостного агентства «Харьков» в приемной Киевского судоходного шлюза Государственного предприятия водных путей «Укрводпуть», ни на одном шлюзе не могут предоставить данные, почему в этом сезоне открытие навигации по Днепру затягивается, так как это зависит от вышестоящих органов. Дело, подчеркнул представитель «Укрводпути», не в нехватке специалистов, существуют другие объективные причины. Какие именно, нам озвучивать отказались.
Также Новостное агентство «Харьков» связалось с Госслужбой морского и речного транспорта Украины. Как сообщил нашему корреспонденту начальник отдела навигационно-гидрографического обеспечения мореплавания Алексей Бузук, за вопросы работы судоходных шлюзов на Днепре отвечает прежде всего «Укрводпуть», который является баланс-удерживающим для этих шлюзов и несет ответственность за их эксплуатацию и пригодность к эксплуатации.
Кроме того, в принятии решения участвует Министерство инфраструктуры, которое согласовывает сроки открытия и закрытия навигации по нормативным актам. Задача Государственной службы морского и речного транспорта Украины - утвердить приказом эти сроки. По словам Бузука, сообщения о том, что именно служба морского и речного транспорта затягивает навигацию, не соответствуют действительности.
«Мы ничего никому нигде не затягиваем. Морская администрация в данной ситуации является просто заложником, ввиду того что сами мы принять решение по поводу открытия или закрытия навигации не можем. Дать какие-либо указания «Укрводпути» мы также не можем, так как это предприятие не находится в сфере нашего управления», - сказал Бузук.
Государственная служба морского и речного транспорта Украины, подчеркнул ее представитель, наоборот, с целью оптимизации и улучшения условий создала на своей площадке рабочую группу по вопросам навигации: «Мы стараемся это дело ускорить, оптимизировать, но от нас финальное решение не зависит. Повлиять на это мы не можем. Только путем уговоров, чем мы, собственно, и занимаемся».
Техногенные и экологические последствия для государства
Шлюзы на Украине находятся в критическом состоянии - это также могло стать причиной промедления с открытием навигации по Днепру. Еще летом прошлого года украинские промышленники обращались к президенту Зеленскому с просьбой обратить особое внимание на эту проблему.
«Промышленники и предприниматели очень обеспокоены днепровскими шлюзами. Американские инженеры, которые в 2016 году проводили обследование шлюзов Днепровского каскада, пришли к выводу, что их состояние приближается к критическому, что существует высокий риск эксплуатационного отказа сооружений и закрытия навигационной речной системы реки Днепр на неопределенный срок», — утверждал президент Украинского союза промышленников и предпринимателей (УСПП) Анатолий Кинах.
Он также подчеркивал, что Соглашением об ассоциации между Украиной и ЕС предусмотрена разработка программы развития водного транспорта, которая так и не началась. Тем временем с каждым годом шлюзы деградируют, что, по словам Кинаха, может привести к «техногенным или экологическим последствиям, ощутимым для всего государства».
Эксперты напоминают о Куреневской трагедии 1961 года, когда прорвало дамбу в районе Бабьего Яра в Киеве. Грязевой поток тогда смыл целый жилой район, только по официальным данным, погибли 145 человек. Подобные трагедии могут, к сожалению, повториться, если не поддерживать в должном состоянии инфраструктуру Днепровских каскадов, которая тоже может внезапно «устать». По подсчетам специалистов, на ремонт и модернизацию системы шлюзов требуется 1 млрд 200 млн грн.
Вернуться назад