DataLife Engine > Обзоры > Сам себе врач: проблема или подспорье для здравоохранения?

Сам себе врач: проблема или подспорье для здравоохранения?

Сам себе врач: проблема или подспорье для здравоохранения?

В апреле ведущий российский социологический центр обнародовал данные своего опроса, проведенного в прошлом году, совместно с компанией Bayer. Согласно данным социологов, больше всего наши сограждане любят лечиться сами при простудах — это происходит в 90% случаев. Достаточно большой процент старается самостоятельно справиться с головной болью, изжогой, кашлем и рядом других патологий. Зато сыпь и повышение давления заставляет даже самых ленивых обращаться к докторам.


Тем не менее, согласно опросу ВЦИОМ 2015 года, около четверти россиян вообще не обращаются к врачам. Еще больше — 38% — не пользуются услугами госмедицины. 8% из них, правда, просят помощи в платных медучреждениях, но остальные ищут советы о здоровье в Интернете, у родных и друзей.


Как же относиться к самолечению? Надо сразу уточнить — эта проблема не только российская, она имеет место даже в странах золотого миллиарда. Как минимум, в скрытой форме, когда формально врачебная помощь человеку оказывается, но лишь в объеме семейного врача, который, по определению, не может знать любую патологию подобно узкому специалисту. Последние же на благословенном Западе нередко в очень большом дефиците; во всяком случае, в рамке самых демократичных и доступных медстраховок. Например, в Израиле очередь к невропатологу во многих больничных кассах может длиться до 100 дней, а очередь к онкологу в Англии до восьми месяцев. Впрочем, в Лондоне приема и самого обычного семейного доктора можно ждать несколько дней.


В России, к счастью, кошмара с многомесячными ожиданиями нет; врачи в поликлиниках принимают всех обратившихся. Правда, осмотры пациентов длятся в районе десяти минут, что на Западе не практикуется. А потому и среди организаторов здравоохранения, и в научно-популярной литературе можно нередко встретить сожаления образца: "Любого больного с простудой должен осмотреть врач во избежание осложнений". Формально это абсолютно правильно. Но поневоле вспоминается ироничный афоризм: "Прежде, чем загадать желание, подумай, вдруг оно исполнится".


Штаты первичного звена российских поликлиник, участковых терапевтов, педиатров, семейных врачей наиболее неукомплектованы в отечественном здравоохранении. Там люди нередко работают на две-три ставки при полуторной продолжительности рабочего дня. А потому в случае той же эпидемии гриппа, если каждый простудившийся пожелает показаться врачу, последних просто физически не хватит. Придется приказом переводить на участки к специалистам узкого профиля, которые, во-первых, могут быть не искушены в патологии дыхательных путей, а во-вторых, радикально вырастут очереди к невропатологам, хирургам, окулистам. А если каждый простудившийся гражданин еще и воспользуется правом вызова врача на дом, тогда работа поликлиник, скорее всего, будет просто парализована.


Так что доминирующий среди населения алгоритм, когда первые три дня ОРВИ человек лечится народными средствами, сбивает температуру, выводит токсины из организма обильным питьем, соблюдает постельный режим, формально, может, и неправильный, но все-таки он реально решает немало проблем здравоохранения.


С другими заболеваниями, конечно, ситуация посложнее. Например, боль в пояснице может быть вызвана воспалительным процессом или камнем в почках, а может стать симптомом остеохондроза позвоночника с радикулитом. Лечение той и другой патологии, увы, совершенно противоположное. При воспалениях нервных корешков спазмолитики не нужны, как и антибиотики; зато назначенные при пиелонефрите, замаскировавшимся под радикулит, мощные обезболивающие без тех же антибактериальных препаратов могут снять боль, но при этом усугубить протекание болезнетворного процесса. Различить указанные патологии в большинстве случаев можно за пару минут, даже без УЗИ и анализов, всего лишь проверив несколько симптомов. Однако можно ли требовать знание оных от далеких от медицины людей?


Идеального решения в отношении самолечения, наверное, нет и не может быть. С другой стороны, надо быть реалистами и помнить хотя бы о вышеупомянутой четверти россиян, которые к врачам предпочитают не обращаться вообще. В конце концов, еще во времена СССР на каждого доктора возлагались обязанности проводить санпросветработу. Правда, как и любая общественная нагрузка, она чаще всего проводилась "для галочки", но сейчас же другая ситуация. Есть тот же Интернет, где можно найти, что угодно. Просто из-за обилия информации часто возникает обратный эффект. В конце концов, даже при наличии профессиональных компьютерщиков, с небольшими неполадками в наших операционных системах и ноутбуках мы предпочитаем справляться сами, используя адаптированную литературу для неспециалистов.


Возможно, стоило бы в рамках Минздрава создать относительно краткое пособие, вроде "Медицины для "чайников", по образцу соответствующих компьютерных изданий. Где максимально доступным языком излагались бы рекомендации при распространенных болезнях. Разумеется, с серьезным акцентом именно на то, когда надо прекращать мнить себя медицинским профи, и немедленно обращаться к дипломированному специалисту.


Главное, не бежать в поликлинику при любом болезненном симптоме. В конце концов, и доктора, прекрасно зная, что за вроде бы незначительными жалобами могут стоять очень опасные вещи, далеко не сразу посылают пациентов обследоваться в условиях современных диагностических центров. Обычно при минимуме обследований назначается лечение; если оно помогает, на этом все и заканчивается.


Ну а многие моменты первичного лечения может самостоятельно проводить и сам больной. Немалую помощь могут оказать и врачебные онлайн-консультации, и особенно провизоры аптек.


Если с самолечением нельзя справиться, то надо попытаться направить его в наиболее безопасное для больных русло. И здесь лежит огромное поле возможностей для профильных структур российского здравоохранения.




Вернуться назад