DataLife Engine > Обзоры > Феромоны на нас все-таки действуют

Феромоны на нас все-таки действуют

Феромоны на нас все-таки действуют

Споры среди ученых вызывает, например, такой момент: оказывают ли феромоны влияние на выбор сексуального партнера? Или всего лишь на предпочтение того или иного аромата во время покупки парфюмерии? Пока рейтинги продаж подтверждают индивидуальный выбор, сделанный во время похода по магазинам. Касательно выбора того, с кем хочется лечь в постель, свою роль могут сыграть сопутствующие якобы сексуальному запаху факторы. Например, спутник мог включить свой богатый интеллект или показать потрясающий торс. Кроме того, имеются еще кошелек или дышащий на ладан старикашка.


Специалисты по этологии, изучающие поведение животных и людей, а также одорологии и аромакологии (науки о влиянии запахов на человека) из университетов Берна, Кельна и Бохума провели междисциплинарное исследование, в результате которого пришли к заключению, что на поведение человека непосредственное действие может оказывать вещество гедион.


Гедион (от греческого hedone — "наслаждение" или "удовольствие") — это органическое химическое соединение, которое обладает ароматом жасмина с легкой примесью цитрусовых. Такое вещество впервые синтезировали в 1962 году и успели опробовать во множестве парфюмерных композиций самых известных брендов, таких как Christian Dior, Paco Rabanne, Yves Saint Laurent. Впервые гедион появился в оригинальном Eau Sauvage от Кристиана Диора в 1966 году (полпроцента в формуле парфюмерного концентрата). Стоимость искусственного жасмина намного дешевле природного, по этой причине большинство косметических компаний используют его для ароматизации кремов, шампуней и гелей для душа. Гедион — это кэптивное душистое вещество, производимое парфюмерными фирмами исключительно для своих внутренних целей и не предназначенное для свободной реализации на рынке.


В эксперименте, проведенном в стенах университета Кельна, принимали участие 188 добровольцев. В ходе опытов выяснилось, что подавляющее большинство волонтеров действовали по принципу "ты — мне, я — тебе", лишь слегка почувствовав запах гедиона на пионерском расстоянии. По мнению экспертов, ранее гедион идентифицировали как первый аромат, который возбуждает человеческий рецептор феромона (VN1R1). У женщин эффект от гедиона в десять раз сильнее выражен, нежели у мужчин.


Во время проведения экспериментов, команда исследователей под руководством Себастиана Бергера из Кельнского университета наблюдала за тем, как их участники вели себя в разных ситуациях по отношению к другим людям. Чтобы достигнуть определенной цели, подопытные должны были сотрудничать друг с другом. Сначала никакого запаха в помещении не было, затем там распылялся гедион и под конец другой цветочный контрольный аромат. В обоих случаях концентрация ароматов была настолько незначительной, что принимающие участие в опытах люди осознано их совсем не воспринимали.


Данное исследование представляет собой всего лишь первый шаг к многообещающему сотрудничеству между аромакологами и этологами: перед ними стоит задача проверить полученные результаты на прочность в другом поведенческом контексте и идентифицировать лежащие в их основе молекулярные механизмы.


В своих будущих исследованиях ученые, по их собственным словам, должны будут отыскать также натуральные молекулы пахучих веществ в секрете, выделяемом человеческим телом, которые подобно гедиону воздействуют на тот же самый рецептор. Для доказательства коммуникации посредством феромона первоначально необходим какой-либо произведенный людьми аромат, который вызывает специфическую, воспроизводимую другим человеком реакцию. В дальнейшем междисциплинарном исследовании удалось бы выяснить научно обоснованное значение феромона. Таков окончательный вердикт авторов исследования.




Вернуться назад