Денис АНДРЕЕВ: клиповое поколение спасет техника быстрого чтения
— Не всем детям учеба в радость и праздник. Наступают долгожданные каникулы. Жаркая погода, беззаботность, дети вышли из учебного режима… Как можно их мотивировать на получение знаний?
— Вопрос: а входили ли они в учебный режим? Сегодня, к сожалению, вокруг много соблазнов. Интернет и новые технологии особенно отвлекают неокрепшие умы, которые не снабжены еще умением правильно оценивать и анализировать информацию. Это приводит к формированию так называемого клипового мышления, когда человек не в состоянии ничем системно заниматься. Большинству людей просто хочется, чтобы жизнь у них текла хорошо, приятно, весело и удобно.
Школа Олега Андреева работает уже 47 лет, с 1970 года мы знаем главную причину, почему школьники не хотят учиться и читать, знаем почему им неинтересно то, что является их жизнью. Все говорят только о предстоящих выпускных и вступительных экзаменах, но почему-то никто не задумывается над тем, что вообще-то вся жизнь готовит нас к испытаниям, в том числе и к интеллектуальными.
Многие современные родители не понимают, что в ребенка надо закладывать навыки интеллектуальной деятельности, приемы, которые позволят им быть успешными в учебе. Благодаря этому будет обеспечиваться успех в будущем. Мы не зря говорим: уважаемые родители, бабушки и дедушки, помните, что будущее детей находится в ваших руках.
И вы должны вовремя заметить, что ребенок не очень интересуется книгами, отстает, не учится. Не должно быть так, что в конце года вдруг выясняется, что учебники не прочитаны, а количество долгов по контрольным или зачетам превышает все разумные пределы. А ведь главное, что может облегчить жизнь современного школьника, — это соответствующие навыки интеллектуальной деятельности, позволяющие ему учиться.
Жизнь наших детей — это учеба. Дальше они будут работать, заботиться о своих близких, а сегодня их главная задача — это учиться. Но толку не будет, если мы будем требовать этого от них, не подавая собственного примера.
— То есть надо показывать личным примером?
— Конечно. Отсутствие внимания является одной из главных проблем, которые мы выделяем среди пяти традиционных недостатков методов чтения. На чем при чтении текста человек должен сосредоточить свое внимание? Этот простой вопрос ставит всех в тупик. Люди начинают говорить о выявлении смысла, еще каких-то, совершенно не связанных с делом, вопросах.
Хотя еще в конце 60-х годов с помощью профессоров МГУ и при участии сотрудников Академии наук СССР, Института психологии, Лингвистического университета имени Пушкина было установлено, что процесс восприятия человеком текста можно стандартизировать.
Приемы чтения, которые школьник был вынужден находить интуитивно, сегодня обрели строгую и четкую форму, которую мы называем техникой быстрого чтения. Но это не просто быстрое чтение, это система навыков интеллектуальной деятельности, которая включает в себя и смысловые приемы. Во главу угла ставится умение обрабатывать информацию.
Главный смысл техники быстрого чтения — это сплошное чтение текста, обеспечивающее полное и качественное усвоение прочитанного, но выполняемое нетрадиционными методами. Наша методика отличается от традиционного чтения.
В основном люди просто читают слова, мы же ставим человека на более высокий уровень. Мы учим его выявлять информацию из текста, работать более профессионально, а как следствие этого — более оперативно и эффективно. Причем речь не только о взрослых людях. 500 знаков в минуту на первом занятии показывает и школьник, и взрослый человек. Этот результат не менялся на протяжении последних 100 лет.
Взрослого человека переучивать очень сложно, хотя наша методика элементарна и понятна даже школьнику. Но необходимость преодолевать себя и привычные стандартные приемы, над которыми ты не задумывался, пока они формировались в течение сорока лет, очень сложно.
Потому мы и говорим, что нужно с детства дать ребенку понять простую вещь: читать и учиться — это просто и интересно. Интересно познавать и обретать новые знания. Многие родители говорят, что ребенок поначалу не хотел к вам идти на первое занятие, но потом бежал уже с удовольствием.
— Почему скорочтения до сих пор нет в школьной программе?
— Мы также не можем это понять. И еще удивляемся, почему сегодня скорость чтения детей считается, исходя из достаточно странных предпосылок. На первом занятии мы обычно встречаемся с родителями, а после того, как дети прошли тестирование, объявляем результаты. И родители часто нам говорят: "Как так? Нам в школе посчитали 75 слов в минуту, а вы насчитали только 15!" Школа считает, сколько человек прочитал слов за минуту. А это не скорость чтения, это скорость прочтения.
— Да, это совершенно разные вещи.
— Чтением это становится только тогда, когда человек не только прочитал, но понял и запомнил то, что он прочитал. И нельзя сказать, что мы касаемся только чтения текста. Мы предлагаем формировать интеллект системно. В детских группах мы учитываем, например, речь ребенка. Сама программа называется "Развитие навыков чтения и речи". Речь ребенка зависит от того, насколько хорошо развита мелкая моторика его пальцев рук.
В курсе для детей 10-11 лет мы даем специальный инструмент и показываем, как интересно им можно работать. Он как раз направлен на развитие мелкой моторики, благодаря чему совершенствуется и развивается речевая моторная зона в коре головного мозга. Имеется огромное количество положительных побочных явлений таких, как, например, исправление почерка. Это помогает и творческим проявлениям ребенка. Потому что с помощью этих инструментов очень легко создавать живописные произведения.
— Денис Олегович, что посоветуете освоить за лето?
— Летний период — это прекрасная возможность в свободном режиме чему-либо научиться. Потому что ребенок не занят, в школу ему ходить не надо. Наш курс в летний период идет восемь дней подряд. В школьное время к нам обычно нужно ходить целый месяц, а летом все проходит гораздо проще и быстрее. Но самое главное заключается в другом. Методика устроена таким образом, что над созданием конкретных навыков мы работаем не только на занятиях, но и благодаря домашней работе.
Беседовала Татьяна Трактина
К публикации подготовил Юрий Кондратьев
Вернуться назад