Что может быть лучше "Арматы"?
Фото: AP
Причина, по которой европейцы бросились работать над новым танком, заключается в требовании президента США Дональда Трампа ко всем участником блока НАТО довести свои военные расходы до двух процентов от их ВВП. Позволить себе серьезные разработки в Европе могут лишь Франция, Англия и Германия. Имея на руках "Леопард" и "Леклерк", немцы и французы надеются в результате своей кооперации добиться впечатляющих результатов. Только есть одна проблема: российские инженеры тоже не сидят сложа руки.
В России к 2018 году будет полностью закончена беспилотная модификация "Арматы". На данный момент у танка полностью автоматизирована лишь башня; экипаж из трех человек будет находится внутри специальной бронекапсулы, что значительно увеличит шансы уцелеть при атаке противника. Какими же новыми конструкторскими решениями должны будут тогда удивить мир зарубежные инженеры, чтобы создать нечто столь же впечатляющее?
Прежде всего стоит подумать об искусственном интеллекте. Экипажа в танке может и не быть, или он должен будет состоять из одного-двух человек. Далее: компоновка танка обязана обеспечивать максимальную выживаемость экипажа на поле бое. А это значит, что находиться боец должен не в носовой части танка, а в корме, имея при этом соответствующее оборудование для панорамного обзора. Кроме того, танку будущего, если он, конечно, не будет роботизированным на все сто процентов, нужно иметь систему катапультирования своих солдат. Каждый танкист должен будет находиться в индивидуальной бронированной капсуле, снабженной собственным реактивным двигателем и раскрывающимся крыльями, а также имеющей компьютерную систему управления, чтобы можно было в автоматическим режиме, с огибанием рельефа местности, доставить своего пассажира в соответствующее расположение войск.
Ходовая часть такой машины должна будет иметь управляемую подвеску, чтобы танк мог поднимать переднюю и заднюю часть, крениться на бок и изменять клиренс обеих гусениц автоматически. Это обеспечит танку сверхманевренность и позволит успешно стрелять из пушки даже в том случае, если ее заклинит. Естественно, что для снижения высоты танк должен уметь ложиться на брюхо и ползти.
Также нужно подумать и о способах сделать танк невидимым. Например, покрыть его синтетическим "травяным" покрытием, которое за счет нанокрасителя будет меняться под краски окружающей местности. При этом на танке должна быть предусмотрена емкость для воды и система аэрации его поверхности для понижения тепловой сигнатуры машины в ИК-диапазоне.
Но каждый танк имеет одно важное неразрешимое противоречие: ему надо быть как можно ниже, чтобы его не заметили, и одновременно выше, чтобы самому видеть противника издали. На "Армате" специально для этого будут установлены беспилотники "Птеродактиль". Однако возможно и другое решение. Поскольку башня на танке необитаема, то ее вполне можно сделать поднимающейся вверх подобно люльке для электромонтеров. Тогда углы подъема и наклона ствола орудия позволят такому танку одновременно успешно бороться и с вертолетами противника, и вести эффективный огонь по целям в долине.
Броня нового танка должна с успехом защищать его от кумулятивных и бронебойных снарядов, а значит, иметь суммарную толщину не менее полутора метров. Соответственно, на нем обязаны стоять системы дистанционного уничтожения подлетающих к нему со всех сторон боеприпасов. Например, на него можно поставить электрическую броню, похожую на обычный конденсатор. Как только снаряд пробьет стенки такого "конденсатора", произойдет короткое замыкание на массу снаряда, и он просто разложится на атомы мощным электрическим импульсом. Вопрос лишь в том, где хранить нужный для этого запас энергии и как его пополнять?
Российским инженерам также предстоит решить еще немало проблем, связанных с обеспечением кругового обзора из танка, и создать цифровое устройство, позволяющее заменить человеческий экипаж. Однако задачу совершенствования "Арматы" изначально облегчает то, что эта машина была создана по модульному принципу: в ней можно менять и расположение двигателя, помещая его как в переднюю, так и в заднюю часть, и установленное на танке орудие. Всего для "Арматы" предусмотрено около тридцати вариантов различных трансформаций.
На своем новом танке что-то подобное придется сделать и Германии с Францией. Вот только если сопоставить все вышеназванные требования к супертанку 2030 года, то его стоимость может оказаться настолько высокой, что, несмотря на все свое совершенство, подобная машина окажется просто невостребованной.
Вернуться назад