DataLife Engine > Обзоры > Снова для США "есть вещи поважнее, чем мир". Значит, война?

Снова для США "есть вещи поважнее, чем мир". Значит, война?

Снова для США "есть вещи поважнее, чем мир". Значит, война?

На ум приходят два высказывания, прозвучавшие в 80-е годы прошлого века. В них, как представляется, выражена главная суть явления, определявшего в ту пору ход событий на планете.


Первое изречение принадлежит генералу Александру Хейгу, возглавлявшему госдепартамент США при президенте Рональде Рейгане: "Есть вещи поважнее, чем мир".


Второе было высказано генеральным секретарем ЦК КПСС Юрием Андроповым: "Мира у империалистов не выпросишь".


Думается, за прошедшие десятилетия актуальность этих истин нисколько не уменьшилась.


Насколько можно судить по тому, что и как происходит в США и западном лагере в целом, для них действительно "есть вещи поважнее, чем мир". Основная стратегическая цель — добиться абсолютного контроля над глобальными ресурсами — остается незыблемой. И для ее достижения годны совершенно любые средства.


Конечно, эта великая цель в каждый исторический момент старательно маскируется. Прежде всего лозунгами свободы, причем выбор этих свобод не слишком велик: во-первых, свобода торговли, во-вторых, свобода личности. Именно они были начертаны на боевых знаменах армий и флотов всех "прогрессивных" государств.


Одной из самых ярких иллюстраций вооруженной борьбы за свободу торговли и личности на все века остается эпоха опиумных войн, которые вела Британия против Китая. Китайцы не хотели становиться наркоманами и запретили британским купцам ввозить в страну опиум, выращивавшийся "цивилизованными" европейцами в Индокитае. Лондон воспринял это как нарушение священного принципа свободы и вооруженной силой заставил правительство Поднебесной снять запреты, ибо негоже стеснять свободу купцов торговать тем, что приносит прибыль, а покупателям потреблять то, что они хотят, даже если речь идет о смертельной отраве.


Этот образ опиумных войн следовало бы помнить всем и всегда, особенно, когда из Лондона, Вашингтона, Парижа или Берлина раздаются призывы к свободе, к снятию всех и всяческих ограничений. Ведь священный принцип свободы потому и священен, что он дороже мира, ради его торжества можно воевать. Но за принципом свободы всегда стоит свобода конкретных людей совершать конкретные действия.


В 80-х годах XX века свобода для Запада также была важнее мира. В тот момент она понималась как освобождение человечества от "империи зла" — Советского Союза. И для достижения этой практической цели были хороши все средства. Войны не потребовалось, СССР рухнул без такого удара. Но были санкции (запрет на экспорт в СССР передовых технологий), была изнуряющая гонка вооружений, обескровившая экономику, была массированная и изощренная идеологическая диверсионная работа, было вскармливание диссидентов — прототипов нынешней либеральной оппозиции, было целенаправленное поощрение националистических и сепаратистских сил в различных республиках Союза. А также была навязанная война в Афганистане, вмешательство во внутренние дела союзников СССР по Варшавскому договору.


Почему СССР должен был быть разрушен во что бы то ни стало? Отнюдь не потому что он был "несвободной" страной, и не из-за коммунизма его руководства, и даже не из-за того, что он "угрожал" свободному миру. В тот же период времени Запад охотно братался с откровенно фашистскими режимами, искал дружбы с еще более, чем СССР, с коммунистическим Китаем, прекрасно зная и понимая, что сил, средств и намерений завоевывать Европу или Америку у Москвы не было.


Причина была — и до сих пор остается — в том, что СССР контролировал, а Россия до сих пор контролирует слишком большую долю мировых природных ресурсов. Ни одна сила на планете не в состоянии претендовать на глобальный контроль, пока она не контролирует российские ресурсы. И до тех пор, покуда Россия — как географическое понятие — не окажется под надежным западным контролем, задача ее "освобождения" от собственного правительства, от ее собственной воли будет оставаться важнейшей для Запада: важнее, чем мир.


Для России же мир — самое насущное, самое желанное требование. Ибо постоянно навязываемое нам напряжение всех сил ради отражения внешнего агрессивного давления не дает нормально развиваться российскому обществу и государству. Практически всю свою историю мы живем как осажденный лагерь — и это не наш выбор. В каждый момент своей истории мы вынуждены защищать свои рубежи, свою территорию, свою национальную и культурную идентичность, свою свободу быть русскими. И на это мобилизуются силы — а не на нормальное внутреннее развитие.


Мир для нас — это возможность самостоятельно планировать свое будущее, исходя из наших собственных потребностей и интересов. Мир для нас важнее всего, и это совершенно четко отражено во всей нашей культуре, литературе, философии. В отличие от Запада, для которого священен принцип свободы, поскольку он дает в руки западному человеку мощное орудие реализации его интересов, для нас священен мир — по той же причине.


Если развить логику этого рассуждения до конца, то можно убедиться, что для Запада свобода первична, а мир вторичен; для России же первичен мир: только в мирных условиях мы сможем определить, в чем наши свободы, и реализовать их.


Но тут мы приходим ко второму из упомянутых высказываний: "Мира у империалистов не выпросишь". Эта истина, которую мы знаем и не должны забывать. Какими бы истинно мирными не были наши намерения и желания, они ни в какой мере не интересуют "свободолюбивый" (а на самом деле корыстолюбивый) Запад. Китайцы тоже не хотели воевать, а только оградить свой народ от опиумной отравы. Для Запада это ни имело никакого значения, и он разгромил Китай.


Мы не сможем убедить последователей генерала Хейга в нашем миролюбии. Мы не сможем убедить американских политиков в том, что не избирали для них Трампа. Мы не сможем убедить НАТО в том, что не собираемся завоевывать Прибалтику и вводить танки в Париж. Им не нужны наши доводы. Они и не собираются нас слушать. Им нужны наши ресурсы; точка.


Так не следует ли нам прекратить попытки их в чем-то убедить? Если мира у них нельзя выпросить, то его можно добиться: нет, не силой; вернее, не применением силы, но ее наличием. Ибо, как бы ни были глухи наши "партнеры", они отнюдь не слепы и не глупы. Конечно, принцип свободы для них важнее, чем мир, но есть вещь еще более важная. Это — жизнь. Следовало бы напомнить им, что без мира не будет и свободы: ее не к кому будет применить.




Вернуться назад