DataLife Engine > Обзоры > Иран затеял крупную игру на два фронта

Иран затеял крупную игру на два фронта

Иран затеял крупную игру на два фронта

"На первом этапе список будет содержать 200-300 позиций, учитывающих интересы Ирана и ЕАЭС, основные интересы Ирана при этом — сельское хозяйство и отдельные позиции в машиностроении", — уточнил Алексей Груздев.


Таким образом, если это соглашение с Тегераном будет подписано, то пять стран-членов ЕАЭС — Россия, Армения, Киргизия, Белоруссия и Казахстан — фактически смогут создать единое экономическое поле на огромном геополитическом пространстве, от Черного моря до Персидского залива. Из пяти стран-членов ЕАЭС особую выгоду из соглашения с Ираном может извлечь Армения, потому что эта закавказская республика, не имея общей границы с Россией, имеет прямой выход на Иран и поддерживает с этой страной тесные экономические связи.


Кроме того, в условиях, когда Армения ввиду карабахской проблемы подвергается транспортной блокаде со стороны Азербайджана и Турции, именно Иран играет для Еревана роль единственного стратегически важного коридора для выхода на международный рынок через порты Персидского залива. В свою очередь Тегеран рассчитывает с помощью общей границы с Арменией обеспечить себе выход на обширный рынок ЕАЭС. Растет товарооборот Ирана со всеми странами ЕАЭС. В частности, объем взаимной торговли Ирана с Россией в 2016 году вырос на 67% по сравнению с 2015 годом. Астана тоже наращивает сотрудничество с Тегераном. В апреле 2016 года, в ходе визита президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Тегеран, было подписано 66 соглашений на общую сумму в 2 миллиарда долларов.


В настоящее время страны ЕАЭС и Иран обсуждают маршрут масштабного железнодорожного коридора "Север-Юг", который должен стать частью исторического коридора из Черного моря в Персидский залив. Интрига, однако, в том, что Тегеран, как считают, в Ереване, ведет игру на два фронта. С одной стороны, Иран (во всяком случае, на словах) не отказывается от идеи создания железной дороги между Тебризом (административный центр Иранского Азербайджана) и Ереваном. Однако проект пока никак не переходит в практическую плоскость ввиду его большой стоимости. Объем вложений в проект оценивается в 3,2 миллиарда долларов. И источников финансирования пока не обнаружено. Так что грузоперевозки из Ирана в Армению пока осуществляются только по имеющейся автодороге.


В то же время, к большому раздражению Армении, недавно Иран заключил соглашение о продолжении строительства ветки с Азербайджаном (Астара (Иран) — Астара (Азербайджан). В августе 2016 года в Баку лидеры России, Азербайджана и Ирана подписали декларацию о создании транспортного коридора "Север-Юг". В частности, в декларации отмечается: "Стороны будут и далее на взаимной основе содействовать реализации новых проектов по соединению железных дорог в рамках международного транспортного коридора "Север-Юг".


На полях бакинского саммита президенты Азербайджана и Ирана Ильхам Алиев и Хасан Роухани договорились построить транспортный коридор, который свяжет страны Персидского залива с Россией и Евросоюзом. Стороны пришли к выводу, что если соорудить конкретный участок коридора протяженностью 172 километра из иранского города Решт в азербайджанский город Астара, то можно будет открыть прямое железнодорожное сообщение из Персидского залива в страны СНГ и в Европу. Общая протяженность коридора "Север-Юг" составит 7200 километров.


В Баку полны оптимизма: здесь надеются, что именно по азербайджанской территории пройдет транспортный коридор из Черного моря в Персидский залив. Глава компании "Иранские железные дороги" Мохсен Пурсеид Агаи сообщил, что к концу 2017 года Тегеран сдаст в эксплуатацию железную дорогу Казвин — Решт, а строительство железной дороги из иранского Решт в азербайджанский Астара завершится в 2019-м. По его словам, эти транспортные артерии станут частью железнодорожного коридора "Север-Юг". По словам иранского чиновника, на реализацию проекта требуется полтора миллиарда долларов.


Иран также ведет переговоры с Азербайджаном и Грузией по временным маршрутам грузоперевозок, и для этого предусматриваются два варианта. "Первый вариант — это соединение иранской и азербайджанской Астары посредством железной дороги, — продолжает глава компании "Иранские железные дороги". — Иран совместно с Азербайджаном взял на себя обязательство, что данный процесс будет завершен до конца 2016 года. В этом случае грузы будут перевозиться из Бендер-Аббаса до Казвина по железной дороге. Дальше они будут транспортироваться в Астару другими транспортными средствами, а затем — перевозиться посредством железных дорог Азербайджана.


Второй вариант предусматривает перевозку грузов через иранский порт Амирабад. "Мы создадим в порту возможность прямой погрузки грузов из вагонов на суда, — рассказывает Мохсен Атаи. — Далее из Амирабада грузы будут судами доставляться в бакинский порт Алят, а оттуда по железной дороге в Грузию. Оба эти варианта будут действовать до тех пор, пока не завершится строительство железной дороги Казвин — Решт — Астара. Завершение этого проекта позволит перевозить в год как минимум 10 миллионов тонн грузов".


В соседней Армении углубление сотрудничества Ирана с Азербайджаном в транспортной сфере вызывает большую тревогу. Здесь задаются вопросом: почему Тегеран активно реализует совместные с Азербайджаном проекты строительства новых железнодорожных узлов? В то же время Тегеран затягивает обсуждение с Ереваном проектов создания железнодорожного коридора через Армению.


Тем не менее определенные подвижки в этом направлении удалось обеспечить в ходе визита в декабре 2016 года в Ереван президента Ирана Хасана Роухани. По итогам его переговоров с армянским президентом Сержом Саргсяном было подписано соглашение о совместной эксплуатации пограничного пункта Нурдуз-Мегри, которое, как считают в Ереване, станет важным шагом в развитии транспортного коридора из Черного моря в Персидский залив и повысит роль Армении в качестве транзитного государства. Кроме того, Роухани пообещал включить Армению в проект транспортного коридора "Север-Юг", который соединит Россию с Ираном.


Таким образом, Иран продолжает вести двойную игру, лавируя между Азербайджаном и Арменией в реализации транспортного коридора из Черного моря в Персидский залив. Стратегический интерес Тегерана заключается в том, чтобы через совместные транспортные проекты вовлечь Баку в орбиту своего влияния, чтобы не позволить Израилю перетянуть Азербайджан на свою сторону.


В частности, в декабре 2016 года Баку посетил премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, который заявил "о стратегическом партнерстве с Азербайджаном". После этого визита официальному Баку пришлось оправдываться перед Тегераном: мол, отношения с Израилем не будут развиваться в ущерб "дружественным отношениям" между Азербайджаном и Ираном, где проживает 30-миллионная азербайджанская диаспора.


В то же время Иран, чтобы сохранить баланс интересов в Закавказье, намерен наращивать сотрудничество с Арменией, которую в Тегеране рассматривают как связующее звено для выхода на обширный рынок стран ЕАЭС, и в первую очередь для углубления сотрудничества с Россией. В рамках такой политики Иран недавно объявил о трехкратном увеличении поставок в Армению природного газа к 2018 году. Также продолжается строительство энергетического коридора "Север-Юг", призванного объединить электроэнергетические системы Армении, Ирана, Грузии и России.




Вернуться назад