Фото: sharonang / pixabayГоворя о высокотехнологичной продукции Китая, давайте начнём с недавнего авиационно-космического салона в Чухрае. Основной «фишкой» салона был китайский однодвигательный истребитель J(«дзянь» - «меч»)-10В поколения 4+. Истребитель, с использованием новейшего (2017г.) двигателя с УВТ (управляемый вектор тяги) WS-10А выполнил все фигуры высшего пилотажа, включая «кобру», ранее демонстрировавшиеся в основном российскими пилотами на российских же самолётах. Что же представляет этот самолёт и его двигатель идеологически? Начать придётся с Израиля.
Начало авиастроения Израиля базировалось исключительно на украденной у французов конструкторско-технологической документации истребителя «мираж». Так появился израильский истребитель «кфир» - «львёнок». В дальнейшем, в связи с недостатком в Израиле числа боевых самолётов, уже США поставили значительную партию F16 («фалкон» - «сокол») и F15 (Игл - орёл). Надо отдать должное израильтянам, их инженеры, базируясь на опыте постройки «кфира», располагая доступом к конструкции и технологиям F16, смогли сделать истребитель «лави» - «молодой лев», с частично превосходящими F16 характеристиками. Однако США надавили и Израиль, который за определённые «ништяки» не стал портить американцам экспортную программу. «Лави» был похоронен, а Израиль полностью перешёл на американские самолёты. Но не совсем. Израиль передал документацию по самолёту в Китай. Собственно, «Лави» и стал прототипом J10, но для размещения более мощного и габаритного российского двигателя АЛ-31 габариты самолёта пришлось существенно увеличить. Первые серийные экземпляры J-10 использовали АЛ-31Ф.
Огорчу тех, кто считает, что в основе двигателя WS-10 лежит российский АЛ-31. Это не совсем верно, в основе «китайца» французско-американский двигатель CFM56. Китайцам было необходимо подогнать размеры основы CFM56 для установки в истребитель J11 (копия Су-27), поэтому часть агрегатов двигателя пришлось копировать с АЛ-31. Обратим внимание (если найдёте картинки) также на внешнее отличие сопла WS-10А с УВТ от российской конструкции. Кроме того, здесь имеется «зубастость» кромки сопла, обеспечивающей снижение радиолокационной заметности. Обращаю внимание на то, что ни у АЛ-31, ни у АЛ-41 этого элемента нет. «Зубастость» у нас появилась только на двигателе второго этапа (изделие «30»), который на Су-57 заменил один из АЛ-41Ф1. Ресурс последних WS-10 уже достигает 1500 часов, хотя первые имели 200-300. Это говорит о том, что китайцы, перепрыгнув через целые поколения этапов конструирования и совершенствования ДУ, идут вперёд семимильными шагами и недалеко время, когда они полностью перейдут на свои двигатели и откажутся от российских поставок.
Китай уже произвёл более 300 самолётов J-10 различных модификаций, а на подходе J-10С с уменьшенной сигнатурой, фактически «стелс». Делают они это потому, что для значительного числа боевых задач и покупателей двухдвигательная концепция Су-27-35 избыточна и свободная ниша быстро заполняется.
Ключевой удачей китайцев в области производства авиадвигателей послужил перевод конструкторской и технологической базы «Мотор Сич» («СУГС» Богуслаеву – лично продал всё китайцам) из Запорожья в Китай. Возникает вопрос: О чём мы думали более 20 лет?
Уже построено два завода в Чухрае. Особенно выделим начало производства в Китае украинского Д-436 уже в 2020 году. Что же это им даёт?
Давайте вспомним, что советстко-российский перспективный самолёт Ту-334, доведенный до серийного производства и сертифицированный по всем стандартам, с двигателями Д-436, «убили» в пользу SSJ100 (Сухой Суперджет 100). Комплектация SSJ100 на 80% состоит из импорта. Приложил к этому руку, бывший руководитель ОАК и фирмы «Сухой» Погосян, но не только он. Проект также проталкивали специалисты фирмы «Боинг». Почему? Это тема для отдельной статьи.
«Суперджет» медленно строится, плохо продаётся и для продажи требуется разрешение США – двигатели Sam146, хоть и являются французско-российскими, но имеют штатовские корни. Кроме того, самой частой поломкой SSJ100 (из-за поломок суточный налёт 3,3 часа в сутки) являются именно двигатели, и именно их «горячая» часть от фирмы Safran поставляемая в Россию в опломбированном виде без права вскрытия российской стороной. Однако продукция Saran, поставляемая в другие страны, работает безукоризненно. Не наводит на мысль об умышленно низком качестве французской комплектации?
Далее, если посмотреть на фотографии Ту-334 и китайского ARJ21, заказы на который, даже не в доведенном состоянии исчисляются сотнями, то увидим близнецов братьев. Сейчас на ARJ21 устанавливаются американские двигатели CF34-10A, которые по большинству параметров уступают Д-436. Установка собственного двигателя ещё более удешевит и так недорогой самолёт.
Напомню, что конкурентами «китайца» ARJ21 являются Ту-334 (умер), украинский Ан-148/158 (предсмертные судороги), SSJ100 (выше сказано), Bombardier CRJ700/900/1000, CS100 и Embraer E-Jets (продаются хорошо), Mitsubishi Regional Jet (ещё не в серии). Большой внутренний рынок и многочисленные заявки иностранных покупателей при наличии 100% внутренней кооперации позволят китайцам серьёзно подмять конкурентов, включая и российский SSJ100.
Д-436 хорош не только для региональных самолётов, он «оморячен» для работы в агрессивной среде и позволяет производить установку при разворачивании на 180 градусов. Именно поэтому этот двигатель устанавливается на наш Бе-200. Т.е. в недалёком будущем будем покупать двигатели не из Украины, а из Китая. Предвижу возражения – есть планы установки на Бе-200 Sam146, но для этого его надо «оморячить» и развернуть агрегаты на 180 градусов. Это очень дорого для незначительного выпуска Бе-200.
Но это не вся китайская удача с приобретением Д-436. Немного истории. Прототипом Д-436 был двигатель Д-36, который создавался для проверки идей и технологий будущего Д-18Т который стоит на Ан-124 («Руслан») и Ан-225 («Мрия»). Конструкция Д-36/436 позволяет проводить дальнейшее изменение мощности с базой Д-18Т с 23,5 тонн тяги, как вниз до 20, так и вверх до 30-40. Финансы – китайские деньги и технологии с вывезенными украинскими мозгами, позволят это сделать.
Китайцы серийно выпускают транспортник Y20 – прямой конкурент нашего Ил-476, построен с помощью «антоновцев», пока используются российские двигатели Д-30. По сравнению с Ил-476 Y20 имеет преимущества в значительно большем диаметре фюзеляжа, что позволяет ему перевозить большую номенклатуру вооружений, но явно недостаёт мощности ДУ, вероятно технологии «Мотор Сич» помогут и у нас в этом сегменте появится серьёзный конкурент.
Мы помним, что китайцы купили в Украине документацию на Ан-225, а значит и на Ан-124, которые используют двигатели Д-18Т. Однако копировать тяжёлый транспортник, не имея соответствующего двигателя, не имеет смысла. Как видно эта проблема частично уже решается.
И тут есть ещё вопрос. Мы с китайцами разрабатываем широкофюзеляжный самолёт CR925, в котором разработка двигателя ПД-35 поручена России. Как видим у китайцев создаётся возможность альтернативы.
Не менее удачным китайским приобретением от Богуслаева является получение конструкции и технологии вертолётного двигателя ТВ3-117ВМА-СМБ1. Напомню, что изначально эти двигатели разработаны российской фирмой «Климов». Россия и в настоящее время продолжает закупки в Украине вертолётных двигателей, рыбинский «Сатурн» ещё не в полной мере осуществил импортозамещение, осваивая выпуск ВК2500 и ТВ7-117. Напомню, что эти двигатели устанавливаются на наши боевые вертолёты Ка-27,52, Ми-24,28,8,17 и так далее, которые продаются по всему миру, а двигатели требуют периодической замены, в общем, вы поняли, кто в дальнейшем может получить базу поставок, ремонта и модернизации.
Китайские приобретения украино-советских технологий на этом не заканчиваются.
Одним из самых значительных приобретений является, конечно, купленный в Украине со всей конструкторско-технологической документацией и несколькими палубными самолётами недостроенный авианосец. Корабль этот хоть и изготавливался в Николаеве, но проект его, впрочем, как и большинство крупных боевых кораблей делался в Ленинграде.
Но сейчас о двигателях. Китайцы уже освоили производство ГТД 25000 от «Зоря-«Машпроект»» разработанных в Николаеве и уже ставят их на новейшие эсминцы с водоизмещением 12000 тонн и с полностью электрическим движением. Четыре в строю.
Когда обсуждаются статьи с упоминанием китайских технологий, обычно проскальзывает мысль, что они де сами ничего не могут, только копируют. Да, действительно копируют, но делают это творчески, подтягивая и выводя на более высокий уровень и технологии и специалистов. У них задействованы китайские диаспоры, продвигающие китайцев в технологические центры мира, эффективно работает кража информации через компьютерные сети. Китайцы успешно продают свой клон российской С-300 – HQ-9. Клонированный Як-130 превратился в L15, идеология МиГ-1.44 легла в основу стелса J20, прототипы Су-33 превратились (даром) в J15. Проданные Су-35 с двигателями АЛ-41 позволят китайцам ещё более продвинуться в двигателестроении, а проданные С-400 в недалёком будущем появятся на рынке в виде китайского клона.
Китайцы ранее производили копии Ан-2, увидев, что русские пытаются в нескольких вариантах выдать модернизированную модель, быстро произвели свою модернизацию, заполняя возможную нишу продаж своей продукцией.
Если взглянуть в историю, то ядерное оружие Китая – советский подарок, как и авиационные и автомобильные заводы.
Китай, конечно, наш партнёр, но это не изменяет того, что это жёсткий и предприимчивый конкурент, и передача ему советских, российских и украинских технологий должна быть под постоянным российским вниманием и контролем. Китай располагает преимуществом в области радиоэлектроники, особенно в производстве её компонентов. Например, радары с АФАР уже серийно устанавливаются на J10 и даже на
китайско-пакистанский FC-1/JF- 17, мы таким оборудованием располагаем только в экспериментальном виде, радар с АФАР «Жук-АМЕ» для МиГ-35 будет изготовлен к 2022 году только в четырёх экземплярах.
В общем, весь «пылесос» в статье не охватить, но нашим «топменеджерам» при передаче конструкций и технологий надо не только считать откаты и сиюминутные деньги, но и о будущем своей страны думать.
alexkras