» » Подлодка «Лада»: Подводный истребитель бюджетных миллиардов

Подлодка «Лада»: Подводный истребитель бюджетных миллиардов

Автор: admin 346  
Подлодка «Лада»: Подводный истребитель бюджетных миллиардов

Завершающийся в подмосковной Кубинке Международный военно-технический форум «Армия-2019» принес одну просто уникальную новость. Обычно такого рода смотры последних достижений военно-промышленного комплекса призваны показывать товар, как говорится, лицом. Чтобы убедить любого желающего, что деньги российского налогоплательщика, ассигнованные на создание перспективных систем вооружений, потрачены не зря. По крайней мере, в одном случае у организаторов «Армии-2019» вышло ровно противоположное.

Сам того не желая, смуту породил глава Минпромторга Денис Мантуров. В пятницу он победно заявил телеканалу «Звезда», что на одной из площадок форума подписан контракт на строительство для ВМФ РФ еще двух дизельных подводных лодок типа «Лада» (проект 677). Контракт на постройку получат «Адмиралтейские верфи» (Санкт-Петербург).

На новость тут же с энтузиазмом откликнулся Александр Бузаков, генеральный директор осчастливленного АО «Адмиралтейские верфи». Он торжествовал: «Подводные лодки четвертого поколения являются нашей перспективой. Мы уверены, что будущее неатомного подводного флота именно за 677-м проектом!».

На самом деле, тут не радоваться — плакать надо. Потому что и флот, и кораблестроители России уже порядочно намучались с «Ладами», работа над которыми почти бесплодно продолжается с 80-х годов прошлого века. По замыслу Минобороны РФ, эти субмарины давно должны были заменить знаменитые, действительно очень удачные и прозванные за рубежом за бесшумность «черными дырами» дизель-электрические «Варшавянки» (проект 636 и 636.3), а также «Палтусы» (проект 877). Но сегодня «Варшавянки» мы вынуждены продолжать строить в Санкт-Петербурге. Недавно там сдали серию из шести «Варшавянок» для Черноморского флота. Теперь — столько же готовят для Тихоокеанского.

А от недоделанных «Лад» адмиралы давно и, не таясь, пытаются откреститься как черт от ладана. Пример? Еще в 2012 году тогдашний главнокомандующий Военно-Морским флотом адмирал Владимир Высоцкий констатировал: «В существующем виде „Лада“ ВМФ России не нужна. Нам не нужны новые „мозги“ с оружием, которые сидели бы на энергетике Второй мировой войны. Зачем? Кому это надо? И оперативные свойства у неё такие же».

Всего через три месяца, в мае того же года, указом в то время президента страны Дмитрия Медведева 58-летний главком Высоцкий был снят с должности. Вряд ли, конечно, из-за одной только «чрезмерно» принципиальной позиции по «Ладам». Несогласие с замысленным тогда же и осуществленным в ноябре 2012 года переводом Главного штаба ВМФ из Москвы в Санкт-Петербург в глазах Кремля было, безусловно, куда большим грехом. Но ходили слухи, что строптивость адмирала в вопросе о новых подлодках послужила последней каплей, оборвавшей терпение верховной власти по отношению Высоцкому.

Во всяком случае, одним из первых решений следующего главкома ВМФ — адмирала Виктора Чиркова, стало указание немедленно продолжить приостановленную было работу над проектом 677. Иное означало бы публичное признание, что Россия давно и безнадежно отстала в строительстве неатомного подводного флота даже от таких незнаменитых прежде на этом поприще стран, как Бразилия, Швеция, Германия, Япония и прочих. Потому что у них подлодки четвертого поколения давно бороздят морские просторы. А нас не первое десятилетие впустую тратятся умопомрачительные деньги под пустые обещания конструкторов и Объединенной судостроительной корпорации. И под многолетние призывы к военным морякам не поднимать скандала и «еще немного потерпеть».

Внесем ясность: главное отличие лодок четвертого поколения от третьего в том, что у них принципиально иная, воздухонезависимая энергетическая установка, позволяющая неделями не всплывать на поверхность для подзарядки аккумуляторов. Что дает огромные преимущества на боевом патрулировании и в ходе реальных боевых действий. Речь идет о так называемых анаэробных двигателях.

Если вести речь конкретно о субмаринах типа «Лада», то на них предусмотрено и еще множество усовершенствований по сравнению с «Варшавянками». При практически том же наборе вооружений (до 18 крылатых ракет «Калибр», «Оникс» и 533-мм торпед) — намного меньшие размеры корпуса. Как следствие — экипаж сокращен с 56 до 35 человек. Просто замечательная для неатомных субмарин скорость подводного хода — до 21 узла.

Почти нулевую шумность «Ладе» обеспечивает то обстоятельство, что все подвижные части корпуса оборудованы дополнительными элементами акустической защиты. Снаружи весь корпус покрыт многослойным прорезиненным покрытием «Молния», толщиной 40 миллиметров. Гидроакустический комплекс с шумопеленгаторными антеннами в носовой части и по обоим бортам, да еще и с выпускной буксируемой антенной, позволяет значительно увеличить дистанцию обнаружения противника. А значит — и получить важнейшее преимущество в атаке.

Все это, повторяю, не может не вызывать восхищения. Но главное все же для любой ДЭПЛ четвертого поколения — анаэробный двигатель. А с ним у конструкторского бюро «Рубин» не заладилось с самого начала. И не ладится до сих пор, поскольку работоспособного анаэробного двигателя в России как не было, так и нет.

И это при том, что в нашей стране к разработке воздухонезависимой энергетической установки (ВНЭУ) для подводных лодок приступили еще до Великой Отечественной войны. В 1935 году для этого попробовали жидкий кислород, которых хранился в отсеке при температуре в минус 180 градусов. Под экспериментальную двигательную установку переоборудовали только спущенную на воду подводную лодку С-92. В 1938 году на нее установили «регенеративный единый двигатель особый».

Но вскоре оказалось, что жидкий кислород на подводной лодке слишком опасен и неэффективен. Эксперименты прекратили. Так и не вступившую в строй воюющего Балтфлота С-92 (Р-1) в 1942 году законсервировали, а потом использовали лишь в качестве плавучего стенда.

Параллельно ту же технологическую гонку вела и гитлеровская Германия. Однако ее ученые пошли других путем. Для увеличения продолжительности подводного хода они предложили использовать перекись водорода. В итоге к концу войны в Кригсмарине появились первые подводные лодки XXVI серии. Они были способны в течение шести часов развивать на глубине просто удивительную и для сегодняшних дней подводную скорость до 25 узлов.

Но тут Третий рейх приказал долго жить, все так и не повоевавшие корабли XXVI серии достались союзникам в качестве трофеев. И для многих стран стали основой для разработки собственных анаэробных установок для субмарин.

Уже в середине 50-х годов в ВМФ СССР появились 29 малых подводных лодок проекта 615 с анаэробными установками. Их двигатели работали в замкнутом цикле с использованием кислорода и твердого химического поглотителя углекислого газа.

Эти корабли оказались настолько пожароопасными, что моряки прозвали их «зажигалками». Первый объемный взрыв произошел в Финском заливе 2 августа 1956 года на подводной лодке М-259 под командованием капитана 3 ранга Бутузова. Погибли три члена экипажа. Саму аварийную М-259 на буксире притащили в Кронштадт.

26 сентября 1957 года близ Таллина в результате объемного взрыва затонула другая «зажигалка» — подводная лодка М-256. После этого проект 615 было решено доработать. Вместо жидкого кислорода попытались использовать надперекись натрия. Так родился новый проект советских подводных лодок — 637. Но и он особых лавров не снискал. Проектирование новых отечественных анаэробных установок надолго прекратили.

Тем временем в интересующей нас сфере снова вперед вырвались немцы. В Германии к 1999 году были спроектированы и запущены в серийное производство достаточно эффективные подводные лодки с анаэробными энергетическими установками на основе электрохимического генератора. Их работа, как и в годы Второй мировой войны, была основана на использовании водорода. Проект корабля получил номер 212 (экспортный вариант — проект 214).

Сегодня на Балтике в строю ВМС Германии уже шесть таких кораблей. Еще четыре проданы итальянцам, четыре — грекам. В 2009 году Турция заключила с Берлином контракт на постройку для нее шести лодок проекта 214 на общую сумму 3,5 миллиарда долларов. В Израиле на базе проекта 212 спроектированы собственные субмарины типа «Дольфин», коих построено уже шесть штук.

А что же наша страна? Как уже сказано, на рубеже 80-х годов в уходящий поезд постарались запрыгнуть и мы. За дело взялось конструкторское бюро «Рубин», которое попыталось скопировать германский опыт.

Поскольку нас уже обгоняли все, кому не лень, а собственной ВНЭУ у России все не было, решено было спешно приступить к строительству первой подлодки проекта «Лада» под обещание конструкторов, что пока новый корабль стоит на верфи энергетика для него будет доработана. Под эти посулы «рубиновцев» в декабре 1997 года на «Адмиралтейских верфях» приступили к созданию головной «Лады» — неатомной подводной лодки «Санкт-Петербург».

Эта волынка тянулась почти полтора десятилетия. Только в апреле 2010 года НАПЛ «Санкт-Петербург» была сдана флоту и отправлена в Заполярье. Но — с обычными дизелями, без всякой ВНЭУ. Северный флот принял этот полуфабрикат в так называемую опытную эксплуатацию. То есть — не как боевую единицу, а в качестве умеющей нырять площадки для всяческих экспериментов.

Между тем, в 2005 году «Адмиралтейские верфи» под все те же пустые пока обещания «Рубина» занялись двумя другими «Ладами» — «Кронштадтом» и «Великими Луками». «Кронштадт» спустили на воду в прошлом году. Естественно — в варианте обычной «дизелюхи». К концу 2019-го обещают завершить испытания и осчастливить им ВМФ РФ. «Великие Луки», говорят, тот же путь проделает к 2022 году.

А что же слышно про нашу анаэробную установку? О, очень много. И, в основном, — весьма бодренькое.

Сначала руководство ЦКБ «Рубин» уверяло рассерженную общественность, что уже существует стендовый образец ВНЭУ и его испытания назначены на лето 2013 года. Потом — что еще осенью 2012 года установка, названная «Кристалл-27», уже опробована в Белом море — на опытной подводной лодке «Саров».

В марте 2015 года гендиректор «Рубина» Игорь Вильнит заявил, что все вообще отлично. «Мы успешно полностью завершили испытания корабельной установки на береговом стенде. Сейчас выполняются работы для проведения морских испытаний этого стенда. Лодка для этого не нужна, это было бы слишком дорого. Есть специальный плавучий стенд, который мы задействуем в самое ближайшее время», — сказал Вильнит.

Наверное, все так и обстояло. Но факт остается фактом — после десятилетий упорной работы над анаэробной установкой для лодок типа «Лада» таковой у России нет.

Все этого выглядит столь печально и глупо, что решение прекратить до неприличия затянувшуюся канитель с «Ладами» просто напрашивалось. Так и случилось. 18 марта 2016 официальный представитель Объединенной судостроительной корпорации сообщил РИА «Новости»: «Две неатомные подводные лодки проекта 677 «Лада» — «Кронштадт» и «Великие Луки» — будут переданы ВМФ 2018–2019 годах. И это будут последние лодки этого проекта. Дальше начнется строительство лодок проекта «Калина».

Иначе говоря, в Минобороны решили просто плюнуть на незадавшееся четверное поколение отечественных подлодок. Перепрыгнуть через него и приступить сразу к созданию еще более совершенного — пятого. Названного «Калиной». Естественно, с ВНЭУ, которой, как вы понимаете, все еще нет.

С той поры прошло больше трех лет. Ничего путного не слышно и про «Калину». Хотя деньги оборонного бюджета теперь, без сомнения, ассигнованы и на нее. Однако, похоже, что терпение лопнуло даже в Кремле. 7 марта 2019 специализированный портал Mil. Press FlotProm со ссылкой на источники в Центральном конструкторском бюро морской техники «Рубин» и Центральном научно-исследовательском институте судовой электротехники и технологии сообщил, что финансирование проекта создания анаэробной энергетической установки для перспективных дизель-электрических подводных лодок, прекращено или приостановлено. Мало того — приостановлено или прекращено не сегодня, а около полутора лет назад.

Ну, правильно, скажете вы. Сколько можно в эту гудящую от жаркого пламени топку бросать пачки ассигнаций? Однако не тут-то было. Как выяснилось, президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов у нас большущий оптимист. Несмотря на катастрофические итоги и его работы над проектами сначала «Лада», а потом «Калина». По словам Рахманова, теперь нам деньги на работы над ВНЭУ станут давать индусы. Об этом глава ОСК сообщил 5 апреля нынешнего года.

Спасение, как считает Рахманов, придет к нам таким путем. Индусам срочно понадобилась собственная неатомная подводная лодка. В феврале мы предложили им экспортный вариант многострадальной «Лады», названный «Амур-1650». Потенциальным заказчикам, мол, он сильно понравился и они готовы пошире раскрыть кошелек.

Так и хочется спросить господина Рахманова: «Вы это серьезно? В Дели не в курсе бесплодных мытарств российских конструкторов с четвертым поколением наших субмарин, ни одной из которых в полноценном варианте не сделано до сего дня? Или предположения о чудесном источнике финансирования вам понадобились для спасения собственного кресла?».

Нет ответа. Зато налицо удивительный фокус Минобороны в духе старика Хоттабыча. С подписанным на форуме «Армия-2019» заказом четвертой и пятой подлодок заслуженно похороненного было (в том числе — и этим ведомством) проекта 677 «Лада». Пока нет ни единого признака, что судьба и этих кораблей сложится счастливее, чем у Б-585 «Санкт-Петербург», Б-586 «Кронштадт» и Б-587 «Великие Луки».

  
Social comments Cackle

Новости партнеров