Восемь лет назад много шума наделал видеоролик, в котором Одри Хепбёрн через два десятилетия после своей смерти рекламировала шоколад. Тогда, чтобы воссоздать образ актрисы, потребовались специальное оборудование и целая команда специалистов, 3D-модель лица, компьютерная графика и год работы. Непросто делалась и реклама виски с участием Брюса Ли.
Но все это в прошлом. То же самое сегодня может сделать один человек, и гораздо быстрее с помощью технологии дипфейк. О ней начали говорить в 2018 году. Николас Кейдж появился в фильмах, где не снимался. Затем интернет-аудиторию сразила танцующая британская королева. В одном из роликов участник интеллектуальных игр Александр Друзь оказался во всех ролях сериала «Друзья». Поменять лицо теперь можно кому угодно. В американском штате Флорида в музее художника-сюрреалиста Дали с посетителями общается «живой» Сальвадор и даже делает селфи.
Технологию дипфейка (не чтобы кого-то обманывать, а в чисто научных целях) разрабатывали сразу несколько команд исследователей. Например, Университет Вашингтона запустил проект «Синтезируя Обаму», где в уста 44-го президента США вкладывали любые речи, а в Университете Стэнфорда переносили мимику актеров на известных людей.
Свои разработки есть и в России. Само название технологии образовалось из терминов deep learning (глубинное обучение) и fake (подделка). Как это работает? Нейросеть сначала обучается, анализирует десятки тысяч изображений нужного лица в разных ракурсах и с разными эмоциями, а затем создает так называемую цифровую маску, которая накладывается на дублера. Например, на лицо бизнесмена Илона Маска накладывается лицо актера Роберта Дауни — младшего. Что важно — чем дольше обучение нейросети, тем лучше результат.
Появляются сейчас и приложения, которые позволяют обычным пользователям создавать более простые подделки, а некоторые программы даже делают дипфейк в режиме реального времени. Программа адаптирует работу под конкретных перевоплощаемых, результат получается разной степени похожести. Это, конечно, открывает новые возможности в кино и рекламе. Британцы выпустили программу, которая меняет мимику актеров, чтобы она совпадала с дубляжом на разных языках, например на французском.
Дипфейк позволяет артистам торговать своим образом, не уставая на съемках и не старея. Недавняя российская реклама с Брюсом Уиллисом тому подтверждение. Технологию пытаются применять для воссоздания юных образов постаревших артистов. Используется этот прием и в рекламе: фейковые Жорж Милославский и Брюс Уиллис позволили роликам со своим участием стать вирусными. Впечатленные пользователи охотно делятся такими видео, а заодно распространяют рекламу.
Дипфейк проник и в психотерапию. Примером может служить фрагмент корейского документального фильма, где для матери как бы воскресили погибшую от рака дочь, чтобы облегчить боль утраты. Психиатры, правда, говорят, что такое может быть опасно.