В ночь на 28 февраля основатель SpaceX Илон Маск объявил, что в 2018 году его компания отправит к Луне корабль с двумя космическими туристами. Это очень серьезное заявление, учитывая, что за всю историю космических исследований человек достигал Луны только в рамках программы «Аполлон», реализованной NASA. К тому же, частные компании пока вовсе не осуществляли пилотируемых полетов в космос. Это SpaceX планирует на 2018 год, когда корабль Crew Dragon (Dragon V2) должен совершить первый тестовый, а затем и коммерческий полет к МКС. Что из себя представляет космический корабль частной компании, на котором туристы смогут достичь Луны?
Космос – это сложно. В истории человечества только три государства смогли разработать технологии, которые впоследствии доставили людей в космос. Пилотируемые миссии осуществлялись Советским Союзом (РФ), США и Китаем. В 2011 году состоялся последний полет американского космического шаттла и страна на время потеряла собственную возможность доставки людей в космос. С тех пор NASA зависит от российских, или скорее еще советских кораблей «Союз».
Чтобы изменить это в 2010 году стартовала программа Commercial Crew Program, которая финансируется из бюджета США и администрируется NASA. На разных стадиях в ней участвовали такие компании, как Blue Origin Джефа Безоса, Paragon Space Development Corporation, Sierra Nevada Corporation, United Launch Alliance, Boeing и SpaceX. Две последние компании в 2014 году заключили с NASA контракты на $4,2 и $2,6 млрд соответственно. Согласно их условиям компаниям гарантировалась минимум одна тестовая миссия с экипажем и от двух до шести штатных пилотируемых миссий на МКС.
В рамках Commercial Crew Program компания Илона Маска должна была получить от NASA $515 млн на разработку всех необходимых технологий для пилотируемого полета. Но вклад самой компании Crew Dragon тоже не мал. Летом 2014 года президент компании Гвинн Шотвелл заявляла, что на разработку капсулы и ракеты-носителя Falcon 9 SpaceX на тот момент потратила более $450 млн.
Как приручить дракона
Впервые о создании корабля, способного транспортировать людей, Илон Маск заявил еще в 2006 году. Тогда он сообщил, что SpaceX «построила прототип пилотируемой капсулы, которая включает тщательно протестированную 30-дневную систему поддержки жизнеобеспечения». В 2010 году впервые были публично представлены концепты дизайна корабля. Тогда же предприниматель заявил, что на его разработку вместе с ракетой-носителем Falcon 9, который доставит корабль на орбиту, уйдет от $800 млн до $1 млрд.
Первые концепции уже предполагали одну из главных отличительных черт Crew Dragon от уже существовавших пилотируемых кораблей. Разработка SpaceX должна была включать новую систему аварийного спасения (САС), которая в случае аварии ракеты-носителя отделила бы от нее пилотируемый модуль и спасла экипаж.
На российских «Союзах» и китайских «Шеньчжоу» такая система реализована по тянущей схеме — на верхушке капсулы расположена штанга с двигателями, которая отстреливается после срабатывания системы. В корабле SpaceX же САС работает по толкающей схеме — двигатели расположены по бокам самой капсулы. Такой подход имеет несколько преимуществ. Поскольку ей не надо отделяться от корабля, она может срабатывать в любой момент набора высоты вплоть до выхода на орбиту. САС, как и сам Crew Dragon также рассчитаны на многоразовое использование.
Тест САС Dragon V2 в мае 2014 года
Обычно пилотируемые корабли для посадки на Землю используют систему парашютов, но встроенные в капсулу SpaceX двигатели позволяют совершать и вертикальную посадку на твердую поверхность. Так же, как это уже восемь раз делала первая ступень ракеты Falcon 9. Использование реактивной посадки в перспективе позволит Crew Dragon опускаться на поверхности Марса или другой планеты, где из-за отсутствия плотной атмосферы парашютная система не может обеспечить достаточного торможения. Хотя последняя в корабле SpaceX также есть, что обеспечивает дополнительную безопасность приземления.
Вертикальная посадка корабля компании, которую планируется использовать большую часть времени, является одним из ключевых моментов для многоразового использования Crew Dragon. По замыслу SpaceX, корабль можно будет использовать около 10 раз, прежде чем потребуются какие-либо восстановительные работы. В дальнейшем Маск планирует довести эту цифру до 100. Многоразовый подход является одним из ключевых факторов снижения стоимости, но Crew Dragon и так по плану будет значительно дешевле аналогов.
Как утверждал после презентации Dragon V2 в мае 2014 года основатель SpaceX, место для одного астронавта в семиместном корабле будет обходится NASA в около $20 млн. Весь старт Falcon 9 — в $160 млн. «Это оценка при небольшом количестве полетов. Если частота полетов будет высокой, цифра может опуститься ниже $10 млн», — говорил Маск. При этом, по его же словам, стоимость одного места в «Союзе» для американского астронавта составляла на 2014 год около $76 млн. Вмещает российский корабль только троих человек.
В сентябре того же года SpaceX опубликовала видео с планируемым интерьером Crew Dragon. Это еще одно важное отличие новой разработки от других, эксплуатируемых сейчас кораблей. Изменения в дизайне «внутренностей» Dragon V2 выглядят еще более существенно, чем внешний вид приборной панели Tesla Model S в сравнении с автомобилями 1990-х. «Мы нацелены на очень чистый, очень простой дизайн», — говорил Маск во время представления Dragon V2 в 2014 году. Для сравнения, вот как выглядит кабина корабля «Союз ТМА-М», который начал летать к МКС в 2010 году.
Астронавт Скотт Келли внутри симулятора «Союза» в 2015 году. Фото: NASA
У Crew Dragon также есть ряд других технических преимуществ над первым поколением корабля и разработками других стран и компаний. Так, капсула SpaceX сможет полностью автономно стыковаться с МКС, хотя ручное управление также доступно. Новый корабль будет защищен третьим поколением теплового щита PICA-X — усовершенствованной инженерами компании разработки NASA. В целом, в SpaceX так представляют полет Crew Dragon к МКС:
Корабль компании Илона Маска выглядит многообещающе, но ему еще предстоит совершить свой первый полноценный тестовый полет. Его сроки неоднократно сдвигались, начиная с 2015 года. При этом, виной этому были даже не слишком амбициозные цели основателя SpaceX, а недофинансирование Commercial Crew Program конгрессом США. Из-за него первые старты были сдвинуты на 2017 год. Затем в силу вступили технические сложности: как SpaceX, так и ее конкурент по программе Boeing, пока не подготовили корабли и ракеты к полетам. Пока самой ранней датой тестового полета является ноябрь 2017 года. Тогда, по плану NASA, SpaceX отправит к МКС беспилотный Crew Dragon. Тестовые миссии с астронавтами на борту были сдвинуты на 2018 год. Маск должен отправить команду к МКС в мае следующего года, а Boeing — не ранее августа. Впрочем, высока вероятность, что и эти даты будут отложены вплоть до 2019 года.
Конечно, SpaceX не отправит на Crew Dragon двух космических туристов в путешествие вокруг Луны, не выполнив перед этим обязательства перед NASA. Поэтому и это заявление компании достаточно зыбко. Но Маск все же планирует совершить тестовый полет к МКС с астронавтами на борту в начале 2018 года и после перейти к коммерческим контрактам с NASA до конца того же года.
Первым маркером того, удастся ли осуществить SpaceX эти планы станет пуск ракеты-носителя тяжелого класса Falcon Heavy. Он уже неоднократно переносился и должен состояться летом этого года. Если он пройдет успешно, то у человечества будет надежда вернуться в глубокий космос уже в 2018 году. Спустя почти 50 лет после последнего полета «Аполлона».