За десятилетия, что минули с момента создания первых спецпоразделений, борьба с терроризмом из призвания превратилась в настоящую науку. Однако у каждого государства подход к уничтожению бандитов, терроризирующих мирное население разными способами, свой. И свои, специально обученные люди, сравнивать которых друг с другом можно лишь по эффективности и результатам работы.
5-е место. FBI HRT/SWAT. США
Спецподразделение Федерального Бюро Расследований США одно из самых незаметных в медийном пространстве. Бойцы группы по спасению заложников (англ. HRT - Hostage Rescue Team) нечасто появляются на ТВ экранах и выпусках новостей из США, однако именно эти люди выполняют самую тяжелую работу по борьбе с терроризмом и особо опасными преступниками на территории Америки. Такой спецназ имеется при каждом из 56 отделений ФБР, что позволяет практически молниеносно реагировать на любые угрозы.
Вопреки расхожему мнению, HRT не заменяет собой полицейский спецназ SWAT. В случае острой необходимости, SWAT и HRT действуют сообща, под единым управлением. Бойцы HRT чем-то похожи на бойцов российской «Альфы» или «Вымпела» - попасть в американское подразделение считается огромной честью, а пройти отбор получается лишь у двух кандидатов из 10. Для зачисления в HRT обязательно иметь здоровье, близкое к идеальному, иметь навыки быстрой и точной стрельбы, а также пройти специалиста по оценке психического здоровья.
На вооружении HRT, помимо традиционного стрелкового оружия, находятся вертолеты, и даже боевые катера. «Широкий профиль» работы специалистов HRT - от задержания преступников до работы в прибрежной зоне обеспечивается собственными отрядами водолазов и сотрудников центра разминирования, поэтому действовать спецназ ФБР может автономно и независимо практически в любой ситуации. HRT внутри силовых структур США считают одним из самых хорошо оснащенных - еще со времен основания в 1983 году для спецназа ФБР руководством верстается отдельный бюджет, в который закладывается не только покупка современных видов вооружения и защиты, но и броневиков с противоминной защитой.
Как и многие зарубежные спецподразделения, HRT создавался «по образу и подобию» британского спецназа SAS, и тренировками первых групп американского спецподразделения занимались отставные британские военные. Однако несмотря на хорошее оснащение и финансирование, HRT занимается, в основном, подготовкой к вероятной боевой работе - почти каждый день специалисты подразделения проводят на стрельбище. Широкую известность бойцам HRT принесла «охота» на братьев Джохара и Тамерлана Царнаевых, подозреваемых в организации теракта в Бостоне.
HRT в привычном понимании является своеобразным аналогом сразу несколько подразделений российского спецназа - Росгвардии, ЦСН ФСБ, и частично, Федеральной Службы Охраны, поскольку в компетенцию сотрудников HRT входит и охрана первых лиц государства на официальных приемах. Практически на равных с HRT работают и сотрудники SWAT ( англ. Special Weapons And Tactics) - спецназ полиции США.
Несмотря на некоторые различия в структуре и юрисдикции, спецназ полиции США обладает самым современным вооружением и техникой, и практически всегда первым начинает работать в критических ситуациях. Ограбления банков и захваты заложников - лишь небольшая часть того, чем заняты бойцы полицейского спецназа. Отдельного упоминания в составе SWAT заслуживают снайперы. Многие из стрелков являются не только опытными полицейскими, но и стрелками-профессионалами, занимающими призовые места на федеральных и международных соревнованиях.
4-е место. BRI/RAID/GIGN. Франция
Как и во многих европейских государствах, отправной точкой к созданию специальных групп антиттерора во Франции стал теракт во время олимпийских игр в Мюнхене, в 1972 году. Практически сразу, после провала немецких спецподразделений и гибели израильских спортсменов от рук террористов «Черного сентября» было сформировано несколько региональных спецподразделений, объедиенных в 1976 году в единый боевой отряд GIGN - Группу вмешательства Национальной жандармерии. В том же году состоялось и боевое крещение уникального по европейским меркам спецподразделения - специалисты GIGN освобождали заложников из автобуса, захваченного боевиками в Джибути.
С 1980 по середину 90-х годов бойцы GIGN участвовали в целой серии спецопераций. Одной из самых сложных и успешно проведенных операций эксперты в области силовых структур признают освобождение захваченного самолета авиакомпании «Air France» в Марселе в 1994 году. Однако результаты штурма еще долго вызывали споры в экспертном сообществе. И хотя алжирские террористы, захватившие лайнер еще в стране вылета, были ликвидированы, в ходе штурма 25 пассажиров рейса получили ранения разной степени тяжести.
В настоящий момент GIGN насчитывает почти 400 бойцов и специалистов широкого профиля - от снайперов до экспертов по минно-взрывному делу. Совместно с другими французскими спецподразделениями BRI и RAID, бойцы GIGN участвовали в ликвидации террористов на протяжении минувших двух лет - с ноября 2015-го. Сильнейшей критике бойцы спецназа GIGN подверглись лишь однажды - в ходе ликвидации террористов в магазине кошерной пищи в Париже в ходе штурма помимо террористов были убиты и трое заложников, однако эксперты до сих пор расходятся во мнении относительно того, по чьей вине погибли гражданские - в результате непрофессиональных действий спецназа, или от рук террористов.
Отдельного упоминания достойны и сотрудники спецназа BRI - уникальной боевой группы, силами которой проводятся и расследования, и активные действия по захвату/ликвидации особо опасных преступников. В компетенцию BRI входит не только оперативно-розыскная деятельность, но и внешнее наблюдение, штурмы, и многое другое. Отдельной программой в подготовке сотрудников, по словам командира BRI Кристофа Мольми, идут переговоры с бандитами. По данным экспертов, бойцы BRI были одними из первых, кто попал к месту захвата заложников в магазине кошерной пищи в Париже в январе 2015-го.
Французский спецназ RAID также привлекается для выполнения особо сложных задач. Сотрудники RAID заслуженно пользуются уважением не только среди коллег во Франции, но и в других странах, поскольку бойцы подразделения регулярно проходят высотную, горную, парашютную, специальную кинологическую, и другие виды подготовок и курсов. В RAID традиционно сильны и программы по обмену опытом. В том числе, и с российскими силовиками. Одними из тех, кто встречается с сотрудниками RAID являются специалисты ЦСН ГУ МВД России по Москве.
3-е место. BOPE. Бразилия
Экзотический, и практически никому неизвестный спецназ BOPE из Бразилии занимается, пожалуй, наиболее опасной и тяжелой работой. Офицеры подразделения занимаются борьбой с организованной преступностью и совершают регулярные рейды по зачистке фавел от наркодилеров и торговцев оружием. BOPE (порт. Batalhao de Operacoes Policiais Especiais) или батальон специальных полицейских операций - это пять рот самых опытных офицеров и специалистов практически по всем видам ОПГ.
География и социальная ситуация в Рио-де-Жанейро накладывает определенный отпечаток на действия полицейского спецназа Бразилии, созданного по образу и подобию американского SWAT с поправкой на местный менталитет. Действуя, в основном, на узких улочках бедных районов Рио спецназ BOPE не придерживается одной единственной схемы работы. Менталитет, а так же склонность жителей фавел к наркоторговле и другой незаконной деятельности накладывают отпечаток и на способы доставки спецназа к месту работы. Помимо бронеавтомобилей с противоминной защитой и бронированием по пятому классу защиты, в распоряжении бойцов BOPE находятся и вертолеты.
Минимальный набор испытаний для зачисления в BOPE таков: огневая подготовка, высотная/горная подготовка, прыжки с парашютом, навыки рукопашного и ножевого боя в стесненных условиях. В среднем, по оценке специалистов, до 90% добровольцев отсеиваются на этапе отбора. С 2009 года BOPE является единственным подразделением специального назначения, на службу в котором могут попасть женщины. При условии, что кандидат имеет минимальный для такой работы опыт и пройдет все проверки.
Главной сложностью при поступлении на службу в BOPE являются условия, в которых бразильским специалистам приходится работать. Трущобы Рио - это и горы, и город, и джунгли, и много других, отличающихся друг от друга ситуаций практически в «одном флаконе». Аналогов специальному подразделению из Бразилии, в ведении которого находится не только борьба с наркотиками и освобождение заложников, практически не существует - единственное похоже по специфике задач спецподразделение сформировано в соседней Колумбии.
2-е место. GSG-9. Германия
После того, как баварская полиция провалила штурм террористов и освобождение заложников в Мюнхене, в немецком МВД созрела необходимость создания уникального, даже по мировым меркам, спецподразделения, основной задачей которого будет борьба с терроризмом. На все про все у немецкого Министерства Внутренних Дел ушло меньше года - уже в 1973 году Ганс-Дитрих Геншер, тогдашний руководитель МВД ФРГ, доложил руководству о формировании боевой группы GSG-9 (Grenzschutzgruppe) - группы охраны границ.
Как и в случае с другими спецподразделениями, попасть в GSG-9 с самого момента основания крайне тяжело. Желающий попасть на службу в Grenzschutzgruppe всегда было больше, чем вакансий. Именно этим обусловлена некоторая предвзятость в рассмотрении потенциальных кандидатов. Предпочтение отдается тем, кто проходил службу в рядах пограничной службы или ВМС - считается, что именно «выходцы» из армейских спецподразделений обладают наиболее развитыми навыками, быстрее и эффективнее остальных выполняют поставленные задачи.
Кадровый состав GSG-9 - опытные, но молодые офицеры. Большинству тех, кто служит в GSG-9 нет и тридцати. Отличий от зарубежных подразделений у немецких специалистов по антитеррору так же достаточно. Боевые группы имеют ярко выраженную «специализацию» - есть в составе GSG-9 специальный «морской» отряд, в ведении которого находится боевая работа с речными и морскими судами различного водоизмещения - своеобразный аналог российских боевых пловцов.Так же в составе подразделения присутствуют парашютисты экстра-класса, «взрывники», а так же специальная «огневая группа», чьей основной специализацией является применение специального вооружения в условиях города.
GSG-9 считается уникальным подразделением специального назначения по целому ряду причин. Первая причина - практически полное отсутствие зарубежного вооружения и вспомогательной техники. Практически все «инструменты» для работы германскому спецназу предоставляют отечественные и «дружественные» компании - «Хеклер Кох», «Штайр Маннлихер», «Зиг Зауэр» и другие. Главной особенностью в этом случае является отправка на «тестирование» опытных и экспериментальных образцов вооружения, по итогам работы с которыми производитель вносит изменения в конструкцию.
В помощь бойцам GSG-9 сформирован и отдельный авиационный отряд, способный доставить группу антитеррора не только в любую точку Германии, но и мира. В задачи GSG-9 помимо антитеррористической работы на территории страны с недавних пор входит и защита дипломатических и других правительственных миссий ФРГ за рубежом. Охрана посольств, помощь спецслужбам дружественных государств, и многое другое осуществляется практически «без отрыва» от основной деятельности.
Одной из самых изящных операций GSG-9 является нейтрализация террориста-одиночки в Дюссельдорфе. Захвативший авиалайнер компании KLM фанатик был обезврежен без шума, пыли и применения оружия за считанные секунды. Отсутствие стрельбы в «американском стиле» отмечают все эксперты в области силовых структур. За всю историю существования группы стрелковое оружие применялось специалистами GSG-9 всего два раза.
1-е место. АЛЬФА/ВЫМПЕЛ Россия
Центр Специального Назначения ФСБ России - это не просто профессионалы антитеррора, собранные под единым командованием. Это особенные люди, выполняющие невозможные задачи. Вопреки расхожему мнению, отечественные профильные издания ставят «Альфу» и «Вымпел» во главе рейтингов групп антитеррора не по государственной принадлежности. Просто задачи российский спецназ выполняет там, где любая другая группа быстрого реагирования спасует. Да и нет у европейских/американских и любых других групп противодействия терроризму такого опыта.
Несмотря на то, что в России есть множество подразделений специального назначения, входящего в состав Росгвардии, «Альфа» - это ультрапрофессионалы антитеррористической работы. Некогда сформированные для тайной, диверсионной работы, «Альфа» и «Вымпел» в 1998 году расширяют спектр решаемых задач. Созданный в 1998 Центр Специального Назначения ФСБ России четко определил основные направления работы подразделений - антитеррор. Да, задачи ЦСН ФСБ и Росгвардии отличаются друг от друга, однако наиболее опасные и сложные «мероприятия» специалисты ЦСН ФСБ и Росгвардии отрабатывают совместно.
Стоит отметить, что ни одно зарубежное подразделение не имеет опыта аналогичного боевой работе российских специалистов на Северном Кавказе. Ни французский RAID и GIGN, немецкий GSG-9 и многие другие никогда не проводил операций, сколь-нибудь похожих на штурм театрального центра на Дубровке. Эксперты поясняют, что решение входить в здание и выбивать террористов из здания, где целый зрительный зал держали в заложниках не просто боевики, но и готовые пожертвовать собой смертники, европейские эксперты иначе как «невозможным» не называют до сих пор.
Не укладывается в голове у европейских специалистов, как можно за считанные секунды обезвредить с десяток вооруженных, и готовых умереть фанатиков, и при этом обезвредить все самодельные взрывные устройства, силы которых было достаточно, чтобы здание центра на Дубровке «сложилось» на головы штурмующих. Такие задачи случайные, хоть и подготовленные люди, конечно, не решают. Быть приглашенным на службу в «Альфу» или «Вымпел» до сих пор считается честью, и такое доверие вызывают далеко не все. 95% кандидатов «отсеиваются» еще на этапе отбора, и лишь 5% «специалистов высшего сорта» попадают служить в ЦСН ФСБ.
Российский антитеррор - это специалисты, которые могут решать любые задачи. На море, суше, в воздухе и везде, где того потребует ситуация. Как отмечают эксперты, для «Альфы» и «Вымпела» невыполнимых задач не существует. Есть только сроки и отработка действий. Для ЦСН ФСБ помимо специальных программ обучения, разрабатывается и специальная техника.
С недавнего времени на многих видеозаписях, где специалисты ЦСН ФСБ выполняют боевые задачи, можно обнаружить черные, угловатые бронеавтомобили с непривычным дизайном. Это - «Фалькатус» и «Викинг», разработанные специально для российского спецназа. Однако и до появления специальной техники ЦСН ФСБ отрабатывал невозможные, с точки зрения западных силовиков, задачи. Операцию по освобождению захваченной боевиками школы в Беслане многие зарубежные эксперты по антитеррору и силовым структурам до сих пор, даже спустя 16 лет, называют лучшей среди известных миру.
Автор: Дмитрий Юров
Фото: Will Vragovic/ Jim Thompson/ Valerie Koch/ ZUMAPRESS.com/ imago stock&people/ Xu Zijian/ Xinhua/ Fernando Quevedo/ O Globo/ Globallookpress/ МВД РФ/ Минобороны России/ Виталий Кузьмин/ vitalykuzmin.net