» » Ученые сообщили о грядущем землетрясении века

Ученые сообщили о грядущем землетрясении века

Ученые сообщили о грядущем землетрясении века
Исследователи выявили тревожную закономерность в движении тектонических плит под Южной Америкой. © wikimedia.org
В ближайшее время в окрестностях столицы Чили может произойти мощнейшее землетрясение магнитудой более 8 баллов. Такой прогноз сделали сейсмологи в статье, опубликованной в журнале Earth and Planetary Science Letters.
Ежегодно жители разных районов Южной Америки переживают мощнейшие подземные толчки. Они возникают вследствие высвобождения напряжения между континентальными и океаническими плитами, соприкасающимися друг с другом. Как выяснили ученые, крупные толчки в центральной части Чили происходят регулярно — каждые 60–80 лет. Например, последнее самое сильное землетрясение магнитудой 8,3 балла произошло в окрестностях городка Ильяпель в сентябре 2015 года. Подобные бедствия случались здесь в 1880 и 1943 годах, что говорит о тревожной закономерности.
Чтобы понять ее суть, нужно рассмотреть характер движения пород в Южной Америке. Особое внимание стоит уделить океанической плите Наска, которая ежегодно погружается под континент. В относительно спокойных его частях плита движется со скоростью 8 см в год, тогда как под Южную Америку она уходит чуть медленнее — 6,5 см в год. Таким образом, подсчитали ученые, каждые 70 лет плита на этом участке «отстает» примерно на 4,5 метра от других своих участков. Этот дисбаланс Наска периодически «наверстывает» во время землетрясений. В центральной части этой «красной зоны» есть участок около 300 км в длину, на котором сильных толчков не происходило уже более века. Этот факт и вселил тревогу в сейсмологов. «Существует реальная опасность того, что это напряжение в ближайшее время будет сброшено», — говорится в статье. Ожидаемая мощность бедствия составляет 8,3 балла.
Шансы на возникновение «землетрясения века» в этом году пока малы — около 3% для окрестностей Сантьяго. Если же это случится, то эпицентр толчка окажется в 100 км от столицы Чили.