Парк российских лайнеров SSJ-100 вырос почти до 100 штук, а их эксплуатационная надежность снизилась. На продажах это не отразится, поскольку проект поддерживает государство, уверены эксперты
Эксплуатационная надежность самолета Sukhoi Superjet-100 (SSJ-100) за последний год снизилась, вытекает из исследования, которое провел его производитель — компания Гражданские самолеты Сухого (ГСС) в партнерстве c итальянской компанией Alenia Aermacchi, входящей в аэрокосмический холдинг Leonardo-Finmeccanica, с которым ГСС разрабатывал SSJ-100. Исследование проводилось с 1 апреля 2016 года до 31 марта 2017 года. Его результаты есть в распоряжении РБК.
Количество эксплуатируемых машин за время проведения исследования выросло с 66 до 94, средний показатель эксплуатационной надежности составил 97,3%. При этом в течение года он снизился средневзвешенно на 0,25 п.п (см. табл.). Показатель эксплуатационной надежности учитывает количество наземных сбоев и сбоев, произошедших в полете, из-за которых необходимо было совершать вынужденную посадку или возвращаться в аэропорт вылета. Согласно исследованию ГСС и Alenia Aermacchi, чаще всего у SSJ-100 отказывают пилотажно-навигационное оборудование, бытовое и аварийно-спасательное оборудование и система кондиционирования (см. табл.).
Пресс-служба компании Leonardo-Finmeccanica перенаправила запрос РБК в ГСС. Представитель ГСС не стал комментировать выводы этого исследования, но заявил РБК, что компания постоянно реализует программу повышения надежности и исправности парка SSJ-100 . Он отметил, что уровень заполнения складов запчастей составляет не менее 95%. Более чем в два раза выросла эффективность исполнения в срок наиболее важных для экономики эксплуатантов заявок на запчасти , — сказал представитель ГСС.
Сегодня у западных производителей показатели эксплуатационной надежности превышают 99%, притом что у них в эксплуатации не 100 самолетов, а тысячи. Мы же говорим о том, что SSJ-100 должен конкурировать с ними, но при этом наблюдаем еще и падение показателей , — констатирует главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. Прямыми конкурентами российского ближнемагистрального лайнера являются Embraer-190/195 и Bombardier CS100.
По мнению Гусарова, снижение эксплуатационной надежности российского самолета может быть связано с тем, что производитель не может поддерживать ее на прежнем уровне, когда количество машин в коммерческой эксплуатации увеличивается. Это мнение подтверждают данные исследования, согласно которым один из самых низких показателей эксплуатационной надежности — 95,81% — у Аэрофлота , самого крупного покупателя SSJ-100 (в парке 30 штук). В то же время, например, у тайской Royal Thai Air Force эксплуатационная надежность двух самолетов составляет 100%.
Главный редактор журнала Авиатранспортное обозрение Алексей Синицкий также считает, что ГСС явно есть что улучшать . Он отмечает, что парк SSJ-100 вырос почти на треть, в том числе за счет новых покупателей, например, ирландской авиакомпании CityJet.
Представитель Аэрофлота не стал комментировать показатели надежности SSJ-100, отметив лишь, что авиакомпания находится в постоянном контакте с производителем , высказывает свои пожелания и указывает на места, требующие особого внимания со стороны разработчика .
Прямой связи между показателем эксплуатационной надежности и безопасностью полетов для пассажира нет , — уточняет Роман Гусаров, поясняя, что показатель надежности будет снижаться в результате как серьезных поломок, так и элементарно перегоревшей лампочки . Такого же мнения придерживается Алексей Синицкий.
За последний год было несколько сообщений о технических проблемах SSJ-100. В январе 2017 года авиакомпания Якутия сообщила, что обнаружила дефект стабилизатора у двух из четырех имеющихся в ее парке самолетов SSJ-100. Ранее с аналогичными проблемами столкнулся Аэрофлот , который отменил из-за этого ряд рейсов.
Вопрос о технической надежности SSJ-100 в июне рассматривался на уровне главы правительства. В итоге Дмитрий Медведев поручил Минпромторгу, Минтрансу, Росавиации и Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) совместно с Аэрофлотом разработать комплекс мер по улучшению технических показателей исправности и налета SSJ-100 до соответствующих мировому уровню .
ГСС планирует до 2036 года выпустить еще 600 SSJ-100 для российского и мирового рынка. Результаты исследования ГСС и Alenia Aermacchi вряд ли повлияют на продажи самолета, отмечает Гусаров. Сейчас продажи SSJ идут исключительно за счет программ господдержки. Это экономически выгодно [авиа]компаниям , — говорит он. В июле Аэрофлот заключил контракт на покупку 20 этих самолетов.