» » Россия сегодня остро нуждается в популяризации науки. Проект "Наука 2.0 Live" в Сокольниках

Россия сегодня остро нуждается в популяризации науки. Проект "Наука 2.0 Live" в Сокольниках

Автор: admin 717  
Россия сегодня остро нуждается в популяризации науки. Проект "Наука 2.0 Live" в Сокольниках

С 13 июня телеканал "Наука 2.0" и радиостанция "Маяк" открывают серию лекций в парке "Сокольники". Все лето дважды в месяц по субботам лучшие ученые России на центральной эстраде парка объясняют, какие открытия происходят в науке, и как они повлияют на нашу жизнь. http://www.vesti.ru/doc.html?id=2628814&cid=7

Комментирует Игорь Игнатьев

На мой взгляд, отличное начинание, которого долго не хватало нашей стране. Популяризация науки – это важный элемент в формировании будущих ученых, первооткрывателей и изобретателей. В СССР этому отводилась весьма значимая роль, издавались популярные научные журналы, такие как «Наука и жизнь», «Техника молодежи», «Знание – сила» и так далее. Так же, выходило множество научно-популярных телепередач, результатом чего стало то, с 1930 по 1980 год количество ученых в СССР удваивалось каждые 6-7 лет! В 70-80-е годы прошлого века число научных работников составляло почти 4% всех занятых в народном хозяйстве. Дети мечтали стать не банкирами и менеджерами, а учеными и первооткрывателями.

В результате преступного разрушения Советского Союза в 90-е годы, наука в России была фактически уничтожена, а ее престиж упал ниже некуда. Даже и сейчас еще, несмотря на успехи последних лет, уважение к научной деятельности в России полностью не восстановлено. По данным Центра исследований и статистики науки Министерства образования и науки РФ (2005 год), с точки зрения престижности профессия ученого оказалась на одиннадцатом месте из тринадцати оценивавшихся. Снижение престижа науки и профессии ученого (хотя, строго говоря, это не одно и то же) произошло за исторически кратчайшее время. Напомним, к началу 70-х годов в отечественных академических и отраслевых институтах работало более 33% всех научных работников мира. Одновременно с этим упали и тиражи научно-популярной литературы. Еще в не таком уж далеком 1981 году выпуск научно-популярной литературы в СССР составлял 2451 наименований общим тиражом 83,2 млн. экземпляров! И ведь эти тиражи раскупались! В нагрузку к журналу "Химия и жизнь" даже приходилось выписывать "Правду".

Россия сегодня делает значительные успехи по восстановлению былого могущества, мы видим это по внешнеполитической ситуации и росту уважения к нашей стране со стороны международного сообщества. Так же видно это и по антироссийской истерии, царящей в политических кругах западного мира. Известно ведь, что если враг ругает тебя, значит, ты все делаешь правильно, а западный мир показал себя, как непримиримого врага России.

Если вернуться к серии научных лекций, отрывающихся в Сокольниках, то это, на мой взгляд, совершенно необходимое, но недостаточное начинание. Будем надеяться, что своими лекциями, телеканал "Наука 2.0" и радиостанция "Маяк" заложат фундамент для дальнейшего развития популяризации науки в обществе и подтолкнут другие организации и государство к постепенному возрождению престижа науки в обществе. Ведь недостаточно одного только финансирования науки, хотя это, безусловно, необходимо. В обязательном порядке научные достижения нужно широко освещать в информационном пространстве. Сейчас наука практически полностью исчезла из информационного поля, соответственно и школьникам элементарно не с кого брать пример. Согласно опросу Всероссийского центра исследований общественного мнения (ВЦИОМ), проведенному в апреле 2007 года, две трети опрошенных россиян затруднились назвать хотя бы одну фамилию отечественного ученого, так о каком развитии науки может идти речь!

Повышение престижа науки должно осуществляться комплексно, на всех уровнях и обязательно при поддержки государства. Если кто-то думает, что достаточно сейчас напечатать миллион экземпляров журнала "Знание - сила" и этот тираж будет раскуплен - он сильно заблуждается. Данные статистических исследований говорят обратное. Такие проекты, как цикл лекций в «Сокольниках», могут послужить первым толчком к популяризации науки в обществе, конечно при условии всесторонней поддержки государством. Ну что ж, будем надеяться, что подобных проектов будет становиться все больше и больше.

Игорь И,
Специально для Politikus.ru


  
Social comments Cackle

Новости партнеров