Шведские исследователи провели расследование, в ходе которого выяснили, что взрыв 26 апреля 1986 года был ядерным. © visualhunt.com
Одна из самых страшных техногенных катастроф в истории человечества произошла 26 апреля 1986 года на Чернобыльской АЭС. Авария случилась ночью во время производственного эксперимента, в ходе которого персонал потерял контроль над реакцией, а аварийная защита не сработала. Долгое время считалось, взрыв в четвертом энергоблоке произошел из-за того, что неконтролируемый нагрев разорвал трубы системы охлаждения, а разогретый пар при контакте с циркониевой оболочкой топливных элементов привел к активному образованию водорода и его возгоранию в ходе реакции с кислородом. Шведские исследователи решили провести независимое исследование, в ходе которого выяснили, что первый взрыв на Чернобыльской АЭС был ядерным, мощностью около 75 тонн в тротиловом эквиваленте. Согласно данным, в первые дни после аварии ученые из Радиевого института им. Хлопина зарегистрировали активность изотопов 133Xe/133mXe в жидком ксеноне, полученном на череповецкой фабрике по сжижению воздуха. Ученые проанализировали отношение активностей этих изотопов в воздухе спустя 83 часа после аварии и, смоделировав ситуацию, пришли к выводу, что при таком уровне активности случившийся взрыв мог быть исключительно ядерным.
Исследование от 2001 года показало, что ее просто расплавили потоки высокотемпературной плазмы, а они, в свою очередь, могли образоваться в результате ядерного взрыва. Также шведские ученые указали на то, что сейсмологи во время катастрофы зарегистрировали два сигнала, соответствующих двум взрывам мощностью около 200 килотонн с двухсекундным интервалом, а некоторые очевидцы заявляют, что во время взрыва видели голубую вспышку над реактором. Несмотря на доводы шведских исследователей, заместитель директора Института безопасного развития атомной энергетики РАН профессор Рафаэль Арутюнян сомневается в точности научной работы. Оценка в 75 тонн вызывает большие сомнения, потому что данные, из которых они ее получают, слишком косвенные, слишком много факторов могли на них повлиять. Большинство оценок примерно на порядок меньше — специалисты говорят о 2—3 тоннах тротилового эквивалента. Неясно, в чем практический смысл такой работы, причины Чернобыльской аварии уже исследованы, изменения в конструкции реакторов внесены, знание точной механики взрыва в это ничего не добавит, заявил профессор Арутюнян.