DataLife Engine > Наука / Технологии > Россия бездарно отступает перед легкими танками Китая

Россия бездарно отступает перед легкими танками Китая

Россия бездарно отступает перед легкими танками Китая

Одна из главных новостей в разделе «Международная торговля вооружениями и военной техникой» — появление крупной партии российских танков Т-90С в одном из портов Вьетнама. Приводятся многочисленные фотографии выгруженной в порту бронетехники, рассказывается о сумме контракта и о его специфике, подсчитывается прибыль Уралвагонзавода…

На эту новость среагировали все заинтересованные страны. Кроме, пожалуй, США, которые угрюмо хранят вынужденное молчанье. Однако об этом — чуть позже.

Как и следовало ожидать, в числе первых откликнулся Китай, у которого особые «региональные» соображения по поводу свершившегося факта. Ни для кого не секрет, что Пекин и Ханой давно испытывают по отношению друг к другу сильные ревностные чувства. И если предоставляется малейшая возможность — стараются, что называется, немедленно публично «уесть» соперника. Это стремление порой бывает столь сильным, что стороны отбрасывают любые сдерживающие соображения.

Так произошло и на этот раз. Ведь в качестве традиционного «друга Пекина» обычно выступает Москва. Однако на сей раз от китайских экспертов досталось и российской боевой технике.

Как бы ни пыжился, как бы ни вооружался Вьетнам, но все это тщетно. Все равно он ничего не в состоянии противопоставить могучей Народно-освободительной армии Китая (НОАК). Вот это и доказывают пекинские военные эксперты, сравнивая российский Т-90С с двумя китайскими танками — легким VT5 и основным боевым танком VT4.

Вот что утверждается в одной из публикаций: «Хотя Т-90С теоретически достигает уровня современных основных боевых танков и может позволить Вьетнаму делать высокомерные заявления о перевооружении бронетанковых войск, на самом деле Т-90С не сыграет для Вьетнама важной роли. Танки различных версий Т-90 уступают китайским VT5 при использовании в горной местности. Угол вертикального отклонения танковой пушки VT5 больше, чем у Т-90, а это важная составляющая успеха в бою в горах».

Разумеется, нет стопроцентно универсальных машин. И в каких-то особых условиях какие-то из них могут превосходить другие по каким-то характеристикам. К таковым относится вертикальный угол отклонения пушки. Однако это не означает полного превосходства. Следует учитывать и огневую мощь орудия. А у VT5, имеющего нарезную пушку калибра 105 мм, огневая мощь не слишком велика, если сравнивать со 125 мм калибром российского танка. То, что у китайской машины есть, как и у Т-90С, автомат заряжания — это хорошо. Однако нет возможности запускать через нарезной ствол управляемые ракеты. Это плохо. Это негативно сказывается на дальности стрельбы. Дальность пуска ПТУР у Т-90С — более 5 км. VT5 стреляет лишь на 3 км.

Однако к достоинствам китайского танка следует отнести возможность его комплектования различными боевыми модулями. То есть — любой каприз за деньги заказчика. Стратегия, выбранная из соображений максимальной приспособленности танка для продаж на внешнем рынке.

Примерно то же самое можно сказать и о защищенности VT5. В минимальной комплектации (для самых бедных стран) она не выдерживает критики. Защиту обеспечивает гомогенная (однородная) броня, которая без особого труда пробивается не только бронебойными подкалиберными снарядами, но и обычными фугасными. Хоть китайцы благоразумно и не раскрывают толщину брони VT5, но можно предположить, что при весе танка, равном 33 тонны в минимальной комплектации, она невелика.

Однако при желании и наличии денег можно заказать производителям дополнительную защиту в виде пластин из композиционных блоков. За еще бОльшую доплату могут навесить динамическую защиту брони, которая представляет собой взрывающиеся навстречу приблизившемуся снаряду ячейки.

А вот у нашего Т-90С нет варианта «для самых бедных». Броня российского танка многослойная, с включением композиционных прослоек, что ослабляет поражающие возможности боеприпасов противника. Есть и динамическая защита брони «Контакт-5», относящаяся к предпоследнему поколению. Во фронтальной проекции танка ее не способен пробить ни один существующий в мире натовский боеприпас. Частично присутствует и активная защита — «Штора», которая ослепляет инфракрасные головки самонаведения противотанковых ракет.

Российский танк обладает прекрасными ходовыми качествами. И это признают даже главные конкуренты на внешнем рынке — США. Однако китайский танк VT5 по этой части способен поспорить с Т-90. При небольшом весе в 33–36 тонн он оснащен 1000-сильным двигателем. ОБТ Уралвагонзавода «посолиднее», он весит 46 тонн.

На боевых возможностях китайского конкурента Т-90С благотворно отразились несомненные успехи Пекина в области освоения космоса. VT5 получил спутниковую навигационную систему, а также — защищенный цифровой канал связи, использующий сигналы орбитальной группировки. Помимо этого каждый китайский танк интегрирован в сложную сетецентрическую структуру. Поэтому имеет возможность получать подробнейшую информацию о картине на поле боя не только от собственных средств наблюдения и обнаружения, но и от внешних источников. Это существенный плюс.

Однако при всех имеющихся у VT5 достоинствах он все-таки в большинстве ситуаций пока не в состоянии тягаться с российским ОБТ. У «китайца» своя ниша, в которую он прекрасно вписывается. Этот танк изначально задуман прежде всего для экспорта. И обладает очень хорошим соотношением «цена — качество». Причем, цена для небогатых покупателей очень хороша. (Разумеется, ее держат в тайне, пока дело не дошло до конкретных контрактов на поставки).

И вот здесь Т-90С явно не конкурент легкому «китайцу». 64 российских танка обойдутся Вьетнаму ориентировочно в четверть миллиарда долларов. То есть за каждый танк Москве заплачено порядка 4 миллионов. «Китаец» определенно существенно дешевле. Но для прорыва на международные рынки Пекину необходимо доказать и техническую состоятельность своего продукта. Что китайские эксперты, раскритиковавшие Т-90С, и делают старательно. Как говорится, ничего личного. Только бизнес.

Но у «танкового контракта» России с Вьетнамом существует и еще одна очень существенная сторона. Эта сделка в очередной раз доказала, что Т-90С существенно превосходит по боевым возможностям и американские «Абрамсы», получившие скандальную славу в этом десятилетии на ближневосточных полях сражения. Казалось бы, Вьетнам, пребывающий в прекрасных внешнеторговых отношениях с США по части вооружения, должен был бы закупать и бронетехнику у американцев. Однако настойчивые предложения Вашингтона по этой части Ханоем вежливо отклонены.

У «вьетнамской сделки» есть и еще один любопытный момент. Т-90С идет на замену в армии этой страны устаревшего советского ОБТ Т-55. Однако куда более плачевное состояние во вьетнамской армии со средними танками, основу которых составляют принятые на вооружение Советской армии аж в 1946 году Т-54. Вот их-то и рационально было бы заменить в первую очередь китайскими машинами. Именно китайскими, потому что в этом сегменте мы зарубежным заказчикам пока ничего не в состоянии предложить. Однако предлагать могли бы.

В России давно создан десантный танк «Спрут-СДМ1», который в результате бюрократической чехарды получил название десантируемой самоходной артиллерийской установки. Его базовая модификация — «Спрут-СД» — была доведена до ума в 2005 году. Но к сегодняшнему дню построены только 36 таких машин. Новая модификация сейчас лишь проходит государственные испытания. И с ее будущим пока не все ясно.

Вес новой российской боевой машины вдвое меньше, чем у VT5, — всего 18 тонн. И ее возможно десантировать с воздуха. При этом «Спрут-СД» обладает огневой мощью, сравнимой с китайским ОБТ. Гладкоствольная пушка калибра 125 мм такая же, как и у Т-90. Может использовать те же боеприпасы — подкалиберные, тандемные кумулятивные, управляемые активно-реактивные снаряды и ракеты. И дальность стрельбы существенно выше. Она достигает 20 км при использовании высокоточных снарядов «Краснополь».

По защищенности легкий российский танк почти не уступает самой «раздетой» комплектации китайского танка. По ходовым качествам выигрывает — 500-сильный двигатель обеспечивает те же самые 70 км/ч на шоссе. Но «Спрут» может еще и плавать со скоростью 7 км/ч. Не проигрывает он и по электронной начинке. Имеет возможность действовать, ведя огонь, в любое время суток.

Также «Спрут-СДМ1» за счет использования современных средств цифровой связи интегрирован в единую систему управления тактического звена. Ожидается, что стоимость производства этой машины будет существенно ниже, чем для ОБТ.



Вернуться назад