Чудеса шпионажа: как ЦРУ внедряло жучки и кинокамеры в ксероксы дипломатов из СССР
Поразительную историю рассказал журнал "Популярная механика" - о том, как в 1962 году ЦРУ уговорило Джона Дэссоэра, вице-президента «Ксерокс Корпорэйшн», помочь родной разведке в слежке за советским посольством в Вашингтоне.
ЦРУ стало известно, что посольство СССР использует первую автоматическую копировальную машину Ксерокс-914, которая, естественно, требует ежемесячного обслуживания специалистами компании. Отсюда возникла идея - установить в аппарат маленькую бытовую кинокамеру Bell & Howell-2х8, которая могла бы записывать содержание документов, копируемых дипломатами и разведчиками, работающими под крышей советской дипмиссии.
К проекту привлекли ведущего конструктора и инженера корпорации Рэя Заппота и еще трех специалистов — оптика, электронщика и телевизионщика. На создание копировальной машины с «жучком» были выделены огромные средства и организовано секретное конструкторское бюро. Для конспирации его разместили внутри небольшого торгового центра, в помещении заброшенного боулинга, где не было окон. И вот спустя время все технические проблемы были решены.
Спрятанная внутри копировальной машины «Ксерокс-914» кинокамера в режиме покадровой съемки могла фотографировать на одну кассету титульные листы копируемых документов: их отражение через специальное зеркало попадало на селеновый барабан копировальной машины и далее на листы белой бумаги. Демаскирующий стрекот кинокамеры полностью перекрывался шумом работающего аппарата.
Более того, выяснилось, что службы безопасности посольства настолько доверяли спецам из Ксерокса, что сам процесс обслуживания не контролировали! В течение всего 1963 года техники ежемесячно снимали данные и меняли пленку в кинокамере, легко покидая территорию посольства.
Но аппетит, как известно приходит во время еды. И уже вскоре следующим заданием от Лэнгли стала установка «жучка» в компактную настольную машину «Ксерокс-813». В этой модели уже не было места для обычной 8-мм кинокамеры, и секретной бригаде «Ксерокса» пришлось создать миниатюрный фотоаппарат с большим количеством пленки, попутно изменив конструкцию зеркала копировальной машины.
В 1964 году труд Рэя Заппота был вознагражден секретным патентом. Изобретатель подумывал об оснащении всех копировальных машин скрытой системой документирования, которая помогала бы США проверять союзников и бороться с врагами, но в 1969 году одна химическая фирма была поймана за руку при попытке шпионить подобным образом за конкурентами. Можно было ожидать, что советское посольство начнет проверять свои копировальные машины и найдет искусно внедренный «жучок». По этой или какой-то другой причине, но проект был закрыт.
Но в середине 1970-х годов история повторилась - на сей раз с Генеральным консульством СССР в Сан-Франциско, которое купило японский копировальный аппарат «Тошиба».
Специально выделенный офицер КГБ (один из авторов этой статьи) внимательно следил за работой американского техника, всегда подробно комментировавшего свои действия. Между ними даже возникли приятельские отношения — оба были профессионалами и с уважением относились друг к другу. Однажды в конце 1970-х вместо всеми любимого техника пришла нарядная девчушка. Она пыталась бойко говорить по-русски и неумело тыкала отверткой внутрь аппарата. После ее ухода служба безопасности генконсульства позвонила на сервисную фирму и вежливо поинтересовалась, почему же вместо профессионала прислали очаровательного дилетанта. На что секретарша, простодушно извинившись, ответила, что приходил не специалист фирмы, а сотрудник ЦРУ, временно работающий у них как стажер. А почему бы и нет?
В итоге японскую машину отправили в Москву, в знаменитый институт специальной техники КГБ СССР, где внутри ее сварного основания нашли изощренное устройство съема информации. Эта система с помощью специального оптического сенсора фиксировала изображение первого листа копируемого документа, а затем передавала его уже в цифровом виде по радиоканалу в соседний частный дом. Вероятнее всего, именно там и располагался специальный приемник и принтер, которые восстанавливали изображение на бумаге для последующего изучения американскими «компетентными органами».
Вернуться назад