DataLife Engine > Наука > «Буран» против Шаттла: есть ли будущее у космических челноков

«Буран» против Шаттла: есть ли будущее у космических челноков

«Буран» против Шаттла: есть ли будущее у космических челноков

В этот день — 15 ноября 1988 года Советский орбитальный корабль многоразового использования, космический челнок «Буран» совершил два витка вокруг Земли на высоте порядка 100 километров и со скоростью около 27.300 км/ч. Это был первый и единственный полёт космического корабля многоразового использования разработанного и построенного в Советском Союзе.
Над созданием этого чуда инженерной мысли на протяжении 12 лет трудились десятки тысяч человек в самых различных областях, от создания новейших материалов, способных выдерживать сверхвысокие температуры, до конструирования электронных систем, на десятилетия обогнавших развитие мировой электроники.
Полет «Бурана» прошел штатно, причем в полностью автоматическом режиме, что свидетельствовало о том, что СССР удалось вырваться на шаг вперед в космической гонке с США, выведшей в космос свой собственный космический челнок (Шаттл) несколько раньше, но так и не сумевшими наделить свой корабль столь широким функционалом.
В космической гонке США были в роли догоняющих вплоть до окончания программ Apollo и SkyLab в 1975 году, — пояснил Ридусу эксперт в области космонавтики Игорь Афанасьев. — После чего США и СССР поменялись местами, и программа Шаттл стала первой, где в роли догоняющего выступал уже СССР. Советская программа многоразовых кораблей отставала от американской на 2–3 года".
Надо признать, что идея создания космического челнока многоразового использования волновала ученых, инженеров и государственные руководства по обе стороны Атлантики, и говорить о том, что кому-то она пришла в голову значительно раньше других было бы неправильно. И к моменту начала работ по проектированию корабля, концепций космического челнока было достаточно и о каком-то беспрецедентном открытии или прорыве речи идти не могло. Идея была хорошо известна и в равной степени понятна и американцам и русским.
«Концепция, выбранная американцами, была взята в основном из экономических соображений. НАСА остановилась на „полутораступенчатой“ версии, как самой компактной и быстрее реализуемой», — говорит Игорь Афанасьев.
Создание «челноков» и в США и СССР часто принято объяснять сугубо военными целями. На самом деле, это не совсем так, или даже, совсем не так.
Американцы создавали свой Шаттл как рабочую лошадку для более дешевой доставки грузов на орбиту в индустриальных масштабах. Полеты многоразового корабля предполагалось осуществлять чуть ли не раз в месяц. Советский «Буран» в свою очередь, просто копировал американскую концепцию. Но поскольку в СССР привлечь финансирование американскими методами было невозможно, проектантами придумывались различные легенды, в том числе и военные, под которые было проще всего получить финансирование.
«Буран» против Шаттла: есть ли будущее у космических челноков
«Буран» против Шаттла: есть ли будущее у космических челноков

Самый интересный вопрос, которым многие задаются и сегодня, когда из эксплуатации выведены все Шаттлы до единого: а есть ли будущее у космических челноков?
Ответить на него однозначно практически невозможно. С полной определенностью можно сказать, что в виде прежних Шаттлов и «Бурана» будущего у данных космических аппаратов нет. Но это вовсе не значит, что концепция многоразового космического корабля навсегда осталась в прошлом.
«Как технология — она совершенно работоспособна и может быть возобновлена в любой момент, — говорит Игорь Афонасьев. — Но, многоразовые корабли — вещь страшно дорогая и окупается только при условии максимально частого использования, с минимальным простоем. Это знает менеджмент любой авиакомпании — самолет должен как можно меньше находится на земле. В данное время ни у одной страны попросту нет заказчиков, которым нужно было бы доставлять на орбиту грузы в подобных объемах». Поэтому, полагает эксперт, экономически целесообразными космические челноки станут только в том случае, если возникнет потребность в строительстве и обслуживании целых орбитальных «городов», для которых Шаттлы станут своего рода, снующими туда-сюда «электричками». С менее масштабными задачами же лучше справляются одноразовые ракеты-носители.
Материал подготовлен при участии Игоря Серебряного



Вернуться назад