Воздушная разведка: "Премьер" опаздывает на войну в Сирию
Серийные поставки многофункционального авиационного комплекса радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) А-100 «Премьер» начнутся в 2020 году. Об этом сообщил министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу на селекторном совещании.
«Все работы идут по графику, — сказал министр. — В настоящее время летающая лаборатория проходит серию испытаний и уже выполнила ряд полетов. Сам комплекс поднимется в воздух до конца этого года».
Высказывание Сергея Шойгу было адресовано специалистам. Поэтому тут необходимы пояснения. Под летающей лабораторией следует понимать самолет ДРЛОиУ предыдущего поколения, с которого сняли всю не относящуюся к навигации и пилотированию аппаратуру. И заменили на новую, которая предназначена для самолета А-100. Летающая лаборатория начала испытывать эту аппаратуру в апреле этого года.
Носители этой аппаратуры, то есть самолеты, на первый взгляд, вроде бы похожие: А-50 построен на базе Ил-76МД, А-100 — на Ил-76МД-90. Однако Ил-76МД-90А является совсем свежей глубокой модернизацией ветерана транспортной авиации, эксплуатирующегося с 1974 года. У него существенно выше грузоподъемность — 60 тонн против 48 тонн. Возросла и дальность полета, достигнув 4000 км с полной нагрузкой и 6500 км с нагрузкой в 40 тонн. Этого удалось достичь за счет использования нового двигателя ПС-90А-76, обладающего большей мощностью и экономичностью.
Использование нового самолета в качестве носителя радиолокационного комплекса стало одной из причин задержки создания А-100. Дело в том, что Шойгу говорил об уже скорректированном графике работ. Первоначально же предполагалось, что принятие на вооружение этого крайне необходимого для нормальной работы ВКС самолета должно состояться в 2015 году. Учитывая темпы разработки, которая началась в 2004 году, не факт, что серийное производство начнется в 2020 году. Ну а в то, что в 2020 году парк А-100 будет состоять из 39 машин, как о том было заявлено полгода назад, поверить невозможно ни при каких обстоятельствах. Хотя бы потому, что ульяновский авиазавод «Авиастар-СП» в год выпускает всего лишь 3 самолета Ил-76МД-90А. И хоть в 2019 году ульяновцы обещают довести ежегодный выпуск до 10 самолетов, но направляются они не только на строительство на их базе самолетов ДРЛОиУ. В этой машине крайне заинтересована и транспортная авиация, и МЧС, одна модификация идет на постройку топливозаправщиков.
Однако носитель аппаратуры обнаружения и наведения — это лишь составная часть самолета ДРЛОиУ. Куда более сложная в техническом отношении часть — это приборный комплекс: локатор, компьютер и программное обеспечение, а также аппаратура связи. Поэтому у А-100 три «отца». Вышеупомянутый ульяновский авиационный завод. Концерн «Вега», входящий в Ростех, который создал радиотехнический комплекс. Для «Веги» это профильное направление, именно это предприятие разрабатывало аппаратуру для всех советских «летающих радаров», начиная с принятого на вооружение в середине 60-х годов Ту-126.
И, наконец, Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г. И.Бериева (ТАНТК). Здесь соединяют две компоненты, устанавливая электронную спецаппаратуру на самолет и проводя испытания готового изделия.
Предшественником А-100 является самолет А-50, который был создан теми же тремя «отцами» в конце 70-х годов. Его радиотехнический комплекс «Шмель» способен обнаруживать, сопровождать и наводить не только на воздушные цели, но и на надводные корабли и наземную военную технику. Вращающаяся антенна с пассивной фазированной антенной решеткой расположена в хвосте над фюзеляжем в так называемом «грибе» — дискообразном обтекателе, изготовленном из прозрачного для радиоволн материала. РЛС работает в сантиметровом диапазоне.
Для своего времени это был самолет, не уступающий по возможностям аналогичным американским самолетам AWACS (Airborne early Warning and Control System — Авиационная система раннего предупреждения и управления), эксплуатировавшимся в 70-е-80-е годы. Радиотехнический комплекс «Шмель» весит 20 тонн. Снимаемая с РЛС информация обрабатывается на мощной для 70-х годов бортовой ЭВМ. Бомбардировщики А-50 обнаруживает на расстоянии до 600 км, малозаметные цели на фоне земли — до 200 км. Колонну танков А-50 засекает в радиусе 250 км. Одновременно могут сопровождаться до 200 целей и наводиться на цели 30 истребителей-перехватчиков.
Неплохие у А-50 и летные характеристики. Время патрулирования без дозаправки в воздухе равно 7 часам. И плюс еще 2 часа на то, чтобы долететь до точки начала патрулирования и в конце «смены» вернуться на базу.
На излете советской власти все хорошо было не только с качеством самолетов ДРЛОиУ, но и с их количеством, которое приблизительно равнялось количеству американских АВАКСов. Было построено 40 А-50.
Сейчас, увы, Россия проигрывает как количественно, так и качественно (до принятия на вооружение А-100). В настоящий момент в работоспособном состоянии, по различным данным, находятся от 9 до 15 машин.
С момента появления А-50 угрозы, с которыми необходимо бороться самолетам ДРЛОиУ, существенно изменились. Прежде всего, появились истребители пятого поколения F-22 и F-35, обладающие существенно сниженной заметностью. Также произошел определенный прогресс средств радиоэлектронной борьбы. А-50 не вполне способны справляться с новинками авиационной промышленности стран НАТО. Для того чтобы ликвидировать отставание, была произведена глубокая модернизация самолета. В результате в 2011 году появилась модификация А-50У. Это тот же самый носитель, в котором комплекс «Шмель» заменили на «Шмель-2» с улучшенными характеристиками. В настоящий момент в ВКС эксплуатируются 4 таких самолета.
Несомненно, это был шаг вперед. Как по основным рабочим характеристикам, так и, что называется, по культуре работы с аппаратурой. Так, например, допотопные экраны на ЭЛТ были заменены на жидкокристаллические дисплеи. Благодаря использованию новой элементной базы удалось существенно снизить вес радиотехнического комплекса. И это сказалось на времени патрулирования — теперь самолет может находиться в воздухе без дозаправки почти 11 часов.
На 15–25% улучшились возможности РЛС. Так, истребители четвертого поколения обнаруживаются на удалении до 400 км. Количество одновременно сопровождаемых целей увеличилось до 300, а наводимых на цели перехватчиков — до 40.
Однако и это уже не полностью удовлетворяет современным требованиям. А тем более не позволяет адаптироваться к изменению ситуации в обозримом будущем. Ведь самолеты ДРЛОиУ должны эксплуатироваться не 5 и даже не 10 лет, а дольше по причине своей дороговизны. Поэтому А-50У должны быть усилены определенным количеством самолетов А-100. Это связано с тем, что, как говорит Шойгу, появились новые виды целей, которые менее уязвимы для ПВО. Это относится к малоразмерным беспилотникам, к малозаметным самолетам тактической авиации, к низколетящим крылатым ракетам. А-100, являясь самолетом ДРЛОиУ нового поколения, сможет эффективно с ними бороться.
О радиотехническом комплексе А-100 мало что известно, поскольку информация по большей части засекречена. Разумеется, в нем будет использоваться РЛС с активной фазированной антенной решеткой. Что позволит повысить как надежность системы, так и разрешающую способность поиска, а также его дальность.
При этом будет совершен прорыв в управляющих функциях самолета. Теперь он сможет давать целеуказание не только самолетам истребительной авиации, но и наземным и корабельным зенитно-ракетным комплексам средней и большой дальности. И количество «обслуживаемых» целей должно существенно возрасти.
В заключение необходимо обратить внимание на одно существенное обстоятельство. Очень похоже, что испытания радиотехнического комплекса на летающей лаборатории производятся в урезанном объеме. То есть без одного из главных его элементов — антенны. Потому что на распространенной в апреле фотографии летающей лаборатории отсутствует «гриб» — антенный обтекатель. То есть с А-50 срезали старый, но новый не установили. Тут либо торопились взлететь ко дню рождения Ленина (первый полет был совершен 22 апреля), и впоследствии антенну установили. Либо ее сразу решили устанавливать на первом образце «Премьера», которого заждались в ВКС. Хотя бы потому, что наиболее результативные испытания новой машины можно провести в Сирии.
Вернуться назад