К неутешительным выводам пришли эксперты Общероссийского народного фронта: ни один из регионов, принимающих участие в
форуме ОНФ «Форум действий. Регионы» в Марий Эл, не соответствует в полной мере требованиям, прописанным действующим законодательством о раскрытии информации в сфере ЖКХ.
Для актуального мониторинга ситуации в сфере жилищно-коммунального хозяйства, «Народный фронт» создал рейтинг информационной открытости регионов в сфере ЖКХ. Рейтинг был представлен на площадке форума «Качество повседневной жизни». Этот рейтинг должен был появиться еще год назад — поле проведения круглого стола, посвященного общественному контролю в сфере ЖКХ.
В апреле текущего года эксперты ОНФ проанализировали 146 региональных и муниципальных сайтов органов власти, государственных жилищных инспекций и региональных операторов капремонта на предмет информационной открытости. Всего в рейтинг вошел 21 регион, среди которых регионы Приволжского федерального округа, Архангельская, Вологодская, Свердловская, Челябинская области, Республика Коми, Ненецкий автономный округ и Курганская область.
В тройку лидеров по информационной открытости регионов вошли Республика Башкортостан, Нижегородская область и Удмуртская республика. Лидерами по нарушению требований открытости стали Ульяновская и Самарская области и Республика Мордовия,
сообщает пресс-служба ОНФ.
Представитель рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни», член рабочей группы по изменению законодательства в сфере ЖКХ при профильном комитете Госдумы Светлана Калинина отметила, что, как показал мониторинг ОНФ, ни один из регионов не соответствует в полной мере требованиям, прописанным действующим законодательством о раскрытии информации. На большинстве проверенных сайтов отсутствуют сведения о ходе реализации программ по переселению граждан из аварийного жилья.
На сайтах муниципальных образований Кировской, Курганской, Оренбургской, Нижегородской, Саратовской, Самарской, Архангельской, Ульяновской областей, республики Коми, Пермского края, Ненецкой АО, Республики Татарстан нет информации о проведении открытых конкурсов по отбору управляющих организаций, которая должна быть опубликована в открытом доступе.
Данный рейтинг свидетельствует, прежде всего, о низком уровне прозрачности в сфере ЖКХ в регионах. Такие субъекты, как Ульяновская область, Пермский край, Республика Татарстан, Самарская область и Республика Мордовия, участвовавшие в выборке, получили отрицательные результаты, поскольку в наименьшей степени размещают информацию, которая должна быть в открытом доступе по закону. Необходимо обеспечить прозрачность системы ЖКХ, что повысит доверие населения к отрасли в целом,говорит руководитель региональной рабочей группы ОНФ «Общество и власть: прямой диалог» в Республике Башкортостан Шамиль Валеев.
Светлана Калинина заявила, что следует вести общественный контроль по соблюдению законодательства в вопросах размещения информации в сфере ЖКХ. «ОНФ, в свою очередь, опубликует стандарт информационной открытости в сфере ЖКХ для того, чтобы проверка сайтов органов власти, региональных операторов капитального ремонта и государственных жилищных инспекций по наличию необходимой информации велась на регулярной основе. Мы также предлагаем дополнить на законодательном уровне перечень обязательных к публикации сведений, не определенных законом, но, по мнению ОНФ, необходимых для информационной открытости сферы ЖКХ. Результаты рейтинга будут направлены в регионы для размещения недостающей информации», — резюмировала Калинина.
Напомним, что в рамках мониторинга ОНФ в каждом регионе были проверены 7 официальных сайтов: сайт субъекта РФ, сайт регионального оператора капремонта, сайт Государственной жилищной инспекции региона; сайт регионального органа исполнительной власти в сфере ЖКХ; 3 самых крупных муниципалитета по количеству населения. В качестве критериев выбраны 23 требования действующего законодательства о необходимости размещения сведений, публикуемых на официальных сайтах субъектов РФ и муниципальных образований, сайтах региональных операторов капремонта, сайтах органов государственного жилищного надзора.
Кроме того, анализ проводился по 15 не регламентированным законодательством критериям, которые, по мнению экспертов ОНФ, повышают информационную открытость. Среди них: информация о деятельности Общественного совета по ЖКХ при главе региона, наличие программы расселения аварийных домов, рейтинга управляющих компаний, наличие документов об открытых и завершенных конкурсах, документация о закупках регионального оператора на хозяйственные нужды, наличие рейтинга управляющих компаний и реестра МКД по муниципальным образованиям с указанием формы управления.