9-10 марта 1945 года Военно-воздушные силы США осуществили операцию, хоть и не такую известную, как атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки, но не менее смертоносную для мирного населения — бомбардировку Токио.
Столицу Японии американцы впервые бомбили еще в 1942 году, но те авианалеты не приносили войскам США ощутимого результата, и обходились дорого. Из-за того, что подконтрольные американцам аэродромы находились на значительном удалении от Токио в материковой Азии, бомб им удавалось захватить с собой немного, а самолеты и вовсе массово падали по дороге — как из-за действий противника, так и по техническим причинам.
Однако к 1945 году Соединенные Штаты захватили ряд тихоокеанских островов, находившихся относительно недалеко от Японии, и это развязало американцам руки.
Каждый бомбардировщик теперь мог нести по несколько тонн бомб. Но этого факта самого по себе американскому командованию показалось мало. Генерал ВВС США Кёртис Лемэй разработал особую тактику, подразумевающую сбрасывание на японские города зажигательных бомб и напалма через каждые 15 метров, самолетами, следующими в три линии. Естественно, целью таких налетов были не военные объекты, а жилые кварталы, застроенные в большинстве японских городов (и в Токио в том числе) деревянными домами. Американские военные объясняли свои действия тем, что японцы производили оружие и боеприпасы на небольших предприятиях с численностью работников, не превышающей 30 человек, которые были разбросаны по всему городу. Однако на самом деле к 1945 году японцы уже начали отказываться от подобных форм производства, а запасы оружия и боеприпасов держали в подземных хранилищах, неуязвимых для бомбардировок. Взломавшие японские шифры, американские военные не могли этого не знать, но Токио бомбардировке решили все-таки подвергнуть...
Поздно вечером 9 марта 1945 году 334 американских бомбардировщика вылетели в сторону Японии с аэродромов, расположенных на Марианских островах. Застроенные деревянными домами кварталы японской столицы бомбили два часа, в результате чего в городе поднялся огненный смерч, напоминающий тот, который возник во время бомбардировки союзниками Дрездена 1315 февраля. Действия американской авиации привели к полному выгоранию более 40 квадратных километров городской застройки и разрушению 300 с лишним тысяч домов (около 40% города). В огне пожаров погибли порядка 100 тысяч человек. На столицу Японии было сброшено около полумиллиона бомб М-69.
Самое страшное заключается в том, что в Токио в этом время практически не было боеспособных мужчин. Героические американские летчики сознательно сжигали заживо женщин, детей и стариков. В СМИ и исторических документах можно найти множество свидетельств того, как дети сгорали на глазах у родителей, а малыши в мгновение ока теряли свои семьи. Из-за страшного пожара разогрелась даже вода в токийских водоемах, и плавились металлические части мостов.
Японская армия, бесспорно, творила страшные вещи в Китае, зачастую превосходя по жестокости даже своих гитлеровских союзников. И японские военные вместе с японскими чиновниками и политиками заслуживали жесткого наказания. Однако вот парадокс — организаторы Нанкинской резни и других чудовищных военных преступлений либо получили с подачи американцев иммунитет от судебного преследования (как, например, принц Асака), либо были освобождены от ответственности даже после вынесения приговора на Токийском процессе. Это красноречиво свидетельствует о том, что справедливое возмездие для японских военных преступников американскую сторону на самом деле нисколько не интересовало.
Доводы США о том, что Вашингтон таким образом якобы склонял Японию к капитуляции, звучат также не слишком убедительно. Страна восходящего солнца и так находилась в изоляции, более того — уже практически голодала. Кроме того, американцы договорились о вступлении в войну против Японии Советского Союза, что делало крах милитаристского режима неминуемым.
Все указывает на то, что стирая в порошок Токио, как и незадолго до этого Дрезден, американцы пытались оказать психологическое давление на Советский Союз, демонстрируя Москве возможности своих Военно-воздушных сил. А жизни детей для властей США никогда не значили ровным счетом ничего.
Генерал Кёртис Лемэй скажет потом о токийских бомбардировках: "В то время меня не очень-то тревожило убийство японцев... Полагаю, если бы мы проиграли ту войну, меня бы судили как военного преступника". После войны он ушел в политику, и был в США достаточно популярной личностью...
Сегодня в японских школах чрезвычайно скомкано, всего за год, учат историю. Причем о событиях ХХ века учителя рассказывают гораздо меньше, чем, например, о Средневековье. Считается, что это происходит из-за нежелания японцев обсуждать свои преступления в Китае, Корее и других азиатских странах. Однако, возможно, дело также в том, что токийские власти не хотят слушать от своих сограждан вопросы о том, как после событий 1945 года, они могут сотрудничать с Соединенными Штатами Америки?