Президент России Владимир Путин заявил, что захватившие зрителей мюзикла «Норд-Ост» террористы планировали привезти заложников на Красную площадь и убивать их там. Теракту на Дубровке посвящен фрагмент фильма главы его предвыборного штаба Андрея Кондрашова «Путин», вторая часть которого была опубликована 15 марта.
«В планах было взять автобус с заложниками, выехать на Красную площадь и прямо на Красной площади расстреливать их, выбрасывая тела на улицу. С целью оказать такое воздействие на руководство, на спецслужбы. Конечно, мы этого не могли допустить», — заявил Путин.
Путин также рассказал, что газ, который спецслужбы распылили в здании театра, поначалу не сработал, однако он отдал приказ все равно продолжить штурм. «На следующее утро должна была состояться трагическая история с вывозом заложников и их расстрелом. Ждать было тоже невозможно», — рассказал он.
По словам Путина, гибель «немалого» числа заложников была вызвана «неумением действовать в той обстановке».
«Нужно было просто сделать укол [антидота] и все. Кому-то сделали два-три раза, кому-то ни одного раза. Мы провели расследование очень тщательное. В этих условиях трудно кого-то наказывать, люди сами шли на смерть», — сказал президент.
«Трудно здесь кому-то предъявлять претензии, потому что там все было в растяжках, заминировано. В этих условиях нужно было аккуратно, но быстро всех убирать из помещения. Это была очень сложная и очень опасная работа», — сказал Путин.
Террористы захватили заложников в Театральном центре на Дубровке 23 октября 2002 года, во время мюзикла «Норд-Ост». Боевики требовали вывода войск из Чечни. 26 октября силовики провели штурм, распылив в зале усыпляющий газ.
По официальным данным, в результате теракта погибли 130 заложников, из них пятеро были убиты террористами. 119 человек умерли уже после освобождения в больницах. Причиной смерти многих заложников называли ошибки при эвакуации и транспортировке заложников в больницы.
Ранее Владимир Путин говорил, что заложники погибли от «обезвоживания, хронических заболеваний, самого факта, что им пришлось оставаться в том здании».
В 2011 году Европейский суд по правам человека после жалобы 64 пострадавших обязал Россию выплатить им компенсацию за моральный ущерб. ЕСПЧ признал, что власти не провели эффективное расследование спасательной операции.