Борьба со свалкой «Ядрово» превратилась в войну. После массового отравления детей Волоколамск решился на новую волну протестов
О том, что больше 50 школьников попали в больницу, говорит весь город. Каждая семья так или иначе пострадала из-за отходов с полигона: кто-то месяц принимает антигистаминные средства и не может спать из-за приступов кашля, а у кого-то в реанимации лежит ребенок. Жители Волоколамска за последние несколько недель объединились в сильнейшую протестную силу страны и провели несколько многотысячных митингов.
Около здания Волоколамской прокуратуры собрались все родители, чьи дети вчера отравились — утром их обзвонили и вызвали на проверку, многим тогда же пообещали путевки в санатории. Андрей, отец одного из пострадавших детей, рассказал, что в прокуратуре их опросили о вчерашних событиях и направили на медицинскую экспертизу в ту же Центральную районную больницу, где накануне прошел стихийный митинг. По его словам, местные власти устроили в районе катастрофу, а «сами дышат чистым воздухом». Семье Андрея тоже предложили отдых в Жуковском, он планирует согласиться, чтобы хотя бы ненадолго уехать из города.
Дети, обратившиеся с жалобами на самочувствие из-за залпового выброса свалочного газа с полигона «Ядрово», в Волоколамской центральной районной больнице.Фото: Михаил Почуев/ТАСС
Покидают город и правда многие, местная активистка Марина Котова, которая уже год выступает против свалки, недавно окончательно вывезла дочь из Волоколамска, но, как и многие, сама уехать пока не может из-за работы. «Я знаю женщину, которая из-за серьезных проблем со здоровьем продала квартиру в Москве и переехала сюда, вы представляете, каково ей теперь, ведь ей просто некуда деваться», — говорит мне Марина.
Я СЛЫШУ КАЖДОЕ УТРО, КАК СОБАКИ ПОД ОКНАМИ КАШЛЯЮТ
«Я не болела четыре года, но после того, как съездила на митинг к свалке, когда Собчак приезжала, я просто слегла на две недели. Я постоянно себя плохо чувствую, собираюсь переезжать — это единственный способ сберечь здоровье. Весь город болеет, все только и ходят по врачам, плохо становится особенно ночью. Я слышу каждое утро, как собаки под окнами кашляют. Моя дочка тоже учится во 2-й школе, сейчас она на больничном, поэтому мы не знаем, что там происходит, но многие не ходят. Женщины грудью не пускают эти машины на «Ядрово» ради детей, а их бьет полиция. Это просто ужас!» — рассказывает уже другая жительница города Наталья Лунёва.
Сотрудники полигона твердых бытовых отходов «Ядрово» в Московской области» засыпают грунтом площадку полигона для нейтрализации неприятных запахов.Фото: Максим Блинов/РИА Новости
Сегодня большинство родителей решили не водить детей в школы и детские сады, по школьным чатам гуляет картинка с призывом устроить свой бойкот и хотя бы так выразить недовольство. Бабушка восьмилетней Алены из 6-й школы рассказывает, что в классе внучки было только 12 человек из 25. Примерно такая же ситуация во 2-й школе, из которой еще вчера в больницу отправились 23 ребенка. Сперва массовую госпитализацию пытались объяснить «распылением газового баллончика», но потом признали, что всему виной выброс сероводорода из «Ядрова». Администрация школы разговаривать с журналистами отказывается, но учителя из соседней гимназии №1 объясняют: «Во 2-й школе учеников не отпускают с уроков даже из-за плохого самочувствия, и может поэтому у них такая ситуация вышла».
САМОЕ СТРАШНОЕ НАЧИНАЕТСЯ НОЧЬЮ — ПОЭТОМУ МЕСТНЫЕ ЖИТЕЛИ ДЕЖУРЯТ НА ПОДЪЕЗДЕ К СВАЛКЕ
Вчера в той же больнице умер 55-летний мужчина. Он поступил в ЦРБ в понедельник с подозрением на воспаление легких, а утром в день выброса сероводорода ему стало плохо, и он скончался. Его родственница рассказала, что у него были проблемы с сердцем и он все время жаловался на неприятный запах: «Даже если мы не чувствовали, что пахнет, он всегда говорил. Так же и у детей, они тоже часто жалуются. В справке, которую нам дали, написано, что причина смерти неизвестна. Мы думаем, что все же это связано».
Въезд на территорию полигона «Ядрово»Фото: Михаил Почуев/ТАСС
Хорошо себя чувствуют в Волоколамском районе только сотрудники «Ядрова». «Про детей слышал, но я же не врач, не могу сказать, что с ними произошло. Я вот 15 лет работаю здесь и абсолютно здоров, у меня никаких проблем нет. Жители просто не понимают, что для рекультивации полигона нужно минимум три месяца. Зато вот у нас на новом полигоне «все по Европе»», — улыбается начальник свалки Иван Удельский и предлагает провести экскурсию по новому полигону, который собираются открыть еще на полкилометра ближе к городу. После беседы с Удельским сотрудник полиции, дежурящий у въезда, рассказывает мне, что каждый день после работы у него раскалывается голова.
Пока я нахожусь у полигона, все подъезжающие мусоровозы разворачиваются. Меня предупреждали, что пока около «Ядрова» стоят журналисты, фуры пережидают в нескольких километрах. Самое страшное начинается ночью, к полуночи все машины с отходами возвращаются — именно поэтому местные жители дежурят на подъезде к свалке, буквально заслоняя собой дорогу.
Губернатор Московской области Андрей Воробьев (в центре) у Волоколамской центральной районной больницы, куда поступили пострадавшие дети с жалобами на самочувствие из-за залпового выброса свалочного газа с полигона «Ядрово».Фото: Михаил Почуев/ТАСС
Активисты готовятся к новому митингу на выходных, они собираются добиваться закрытия свалки любой ценой. «В субботу мы будем согласованно пикетировать у площади, а затем и у самого въезда на полигон. Думаю, что будет больше пяти тысяч человек, все-таки сейчас случилось то, чего мы боялись больше всего, — пострадали наши дети. Мы хотим, чтобы нас наконец услышали. Гаврилов (глава района – ТД) уже точно не придет, но зато приедут чиновники, которых назначил Воробьев», — анонсирует один из организаторов протестов Сергей Жуков.