Насколько масштабной получилась,[/url]
собравшая в итоге более полумиллиона москвичей акция «Бессмертного полка», стало понятно уже в метро.
Несмотря на длинные праздники и хорошую летнюю погоду, далеко не все москвичи отправились на дачи. Подземка буквально забита людьми в пилотках со звездами, с красными флагами и портретами воевавших предков.
В стороне не осталась даже группа чехов в хоккейных свитерах.
«Мы играть сегодня в вечер. Со Швеция. Будем кричать на стадион. Увидели в телевизор праздник, пошли», — на ломаном русском поведал Томаш, после чего перешел на английский. «Это — прекрасная идея, напомнить всем о том трагическом времени. Наша страна тоже сильно пострадала от немцев, да еще словаки им крепко помогали. На следующий год в Праге сам выйду на улицу с портретом деда. Его в апреле 1940 года расстреляли как антифашиста», — рассказал поклонник Мартина Якубко.
«Я тоже! Я тоже хочу рассказать!» — подбежал джентльмен лет шести, держа в ручонках рамку с фотографией бравого старлея.
— Это мой прадедушка, он Гитлера победил!
— Как победил?
— Ну, как, как. Стрелял, стрелял и победил! Видишь, сколько у него медалей?!
«Это мой дед, он сапером был, — поспешил вмешаться в беседу отец общительного парнишки. — Закончил войну в Кенигсберге. В прошлом году смотрели по телевизору, как „Полк“ проходит, в этом решили сами поучаствовать».
[url=http://www.ridus.ru/images/2016/5/9/399924/hd_66bc58e373.jpg]
© Антон Тушин/Ridus.ru
Еще до официального начала акции на Тверской собралось несколько сотен тысяч людей самых разных возрастов, что называется, от мала до велика. С некоторыми из них корреспонденты «Ридуса» успели перемолвиться парой слов. Выбирали тех, чьи таблички привлекали внимание.
«Это мой отец, моя мама и тетя», — говорит нам Владимир Каракулин. Обычными канцелярскими кнопками он прикрепил к листу фанеры с двух сторон около десятка фотографий. Начало войны он встретил трехлетним мальчиком в Молдавии:
Мама моя — глазной врач, офтальмолог. Она 22 июня 1941 закончила Ивановский мединститут, а 24 была уже призвана на фронт. Ей орден Красной звезды дали за то, что она спасла глаз Черняховскому.
Папа — кадровый военный, пограничник с 1933 года. Вот мы встретили войну с мамой, папой и с этой тетей, сестрой ее, она тоже врач, на реке Прут. Папиному полку стоит памятник в Сальских степях, а полк называется Прутский имени Богдана Хмельницкого, они дошли до Грозного, защищали нефть нашу. Войну он закончил в Вене, оттуда его отправили на борьбу с лесными братьями в Литву.
Первый орден Красной Звезды, такой обшарпанный, он получил за встречу с фашистами в первый же день войны, 22 июня. Он затем написал книгу „Люди в зеленых фуражках“, поскольку он пограничник. Орден Отечественной войны он получил уже в Сальских степях, где стоят памятники их полку.
Фотографии предков его супруги — с обратной стороны фанерки, две штуки.
«Вот эта молодежь — это ребята в кремлевском военном училище музыкальном, 1922 год. А вот они уже на фронте, вот мой дядя Алеша, они все не вернулись, никто не выжил… Родители были очень против, чтобы он военным становился, а он очень хотел защищать Родину, поэтому он уехал от них», — говорит сквозь слезы старушка.
Владимир Каракулин
© Антон Тушин/Ridus.ru
В «Бессмертном полку» маршируют представители всех национальностей Советского Союза: русские и евреи, армяне и украинцы, грузины и белорусы.
У каждого из них на фронте погиб как минимум один из родственников. Опросив несколько десятков человек, нам не удалось найти такого счастливчика, чьи предки вернулись с войны в полном составе.
«Это — родной брат моей бабушки. Он пошел добровольцем, ему было 56 лет, Борис Вениаминович Эпштейн, он был слепой на один глаз, погиб в октябре 1941 года под Ельней. Это — мой дедушка, отец моего отца, был в армии к началу войны, под Ригой служил, погиб в первые же дни войны. А это — мамин брат, пережил войну, но был очень сильно изранен осколками и умер в 1949», — рассказывает нам Любовь Эпштейн.
Она идет с «Бессмертным полком» уже во второй раз. «Надо помнить и другим напоминать. Для меня 9 мая не праздник, а день памяти», — добавляет она и присоединяется к хору, исполняющему «Катюшу».
Любовь Эпштейн
© Антон Тушин/Ridus.ru
Тем временем нас нагоняет священник в рясе. До того, как принять сан, он был военным. В руках у батюшки фотография отца:
Стрелок саперной роты, воевал год с небольшим. Награжден медалью „За отвагу“ за личный подвиг: ворвался в окопы фашистов, уничтожил четверых нацистов, был ранен. Конец войны застал в строю, но уже не фронте, в тылу. Он отошел к господу в 1992 году, его личным подвигом я очень горжусь. Он не любил говорить о войне. Как и современные ветераны Афганистана и Чечни, говорил об этом мало и с неохотой, а то, что рассказывал, это настолько личное, что я об этом говорить не буду. Храни нас всех Господь от войны.
Священник, пожелавший сохранить инкогнито
© Антон Тушин/Ridus.ru
Несмотря на то, что 9 мая мы отмечаем победу над нацистской Германией, в рядах «Полка» хватает людей, которые решили вспомнить о предках, погибших на защите наших рубежей и в других войнах: в финской, гражданской, на Халхин-Голе.
«Я пришла за своего отца и за отца мужа, — рассказывает Эльвира Дорошенко. — Это — отец моего мужа, который в сентябре 1941 года под Смоленском погиб, мужу четыре года тогда было. А это — младший брат моего отца, он погиб 7 августа 1939 года на Халхин-Голе, летчик. Его самолет сбили, он выбросился с парашютом, японцы со всех сторон набежали, и он застрелился, чтобы в плен не попасть… Было много свидетелей, поэтому на отце, он тоже военный, на нем не отразилось, потому что доложили, что брат его погиб достойно. 23 года ему было…».
Ася Ходос (слева). Война застала ее маленькой девочкой в Одессе. Справа - Эльвира Дорошенко
© Антон Тушин/Ridus.ru
Это — главный праздник в году, такие слова мы слышали практически от каждого, с кем удалось пообщаться. Скорбь по погибшим, радость от Победы и гордость за подвиги предков перемешались удивительным образом.
К сожалению, в нынешнем году автору этих строк не удалось выйти с портретами своих дедов, но я тоже помню и горжусь: Лев Строганов, ефрейтор, стрелок пулеметного расчета. Погиб в первом же бою под Выборгом. Сергей Балашов, старший сержант, закончил войну на Кунашире. Вечная память героям.
© Антон Тушин/Ridus.ru
© Антон Тушин/Ridus.ru
© Антон Тушин/Ridus.ru
© Антон Тушин/Ridus.ru
© Антон Тушин/Ridus.ru
© Антон Тушин/Ridus.ru
Владимир Каракулин с супругой
© Антон Тушин/Ridus.ru
© Антон Тушин/Ridus.ru
В рамке рядом с фотографией - похоронка на Марка Арумовича, дядю этого мужчины. Марк Арумович был убит под Калининым (сегодня Тверь) 2 марта 1942 года
© Антон Тушин/Ridus.ru
© Антон Тушин/Ridus.ru
© Антон Тушин/Ridus.ru
Парнишка несет фотографию деда, старшего лейтенанта 63 артиллеристской дивизии. Воевал с первых дней войны, закончил - в сентябре 1945 в Манчжурии
© Антон Тушин/Ridus.ru