«Укрзализныця» поднимет тарифы на пассажирские перевозки в два этапа: первый этап повышения цен на билеты на 12% - с 00:00 30 мая, второй этап - также на 12% с 1 октября 2018 года. ГолосUA решил уточнить, насколько это экономически обосновано, и расспросил об этом эксперта по транспортным вопросам Вячеслава Коновалова.
- Вячеслав, насколько это экономически обосновано?
- Повышение стоимости билетов на 24% экономически необоснованно. «Укрзализныця» только обещает, что улучшит сервис после повышения тарифов, но на практике этого не происходит. В компании недавно заявляли, что необходимо 200 миллионов гривен для строительства жилья их сотрудникам – отсюда и повышение тарифов. Определять, насколько экономически обосновано повышение тарифов, должна Национальная комиссия по регулированию тарифов на транспорт. Ее создание на законодательном уровне прописали еще около 20 лет назад, но до сих пор почему-то саботируется. Если бы была такая комиссия, то была бы видимость законности повышения этих тарифов.
- В поездах теперь вместо проводников будет убирать клининговая компания. Возможно, подорожание билетов связано именно с этим?
- Нет. На самом деле, в «Укрзализныце» считают, что пассажирские перевозки убыточны. Еще два года назад, когда компанию возглавил поляк Войцех Балчун, он говорил, что сделает разделительный баланс по пассажирским и грузовым перевозкам, после чего станет видно реальную себестоимость тарифов. Однако до сих пор этого не было реализовано. У нас нет четкого понимания, какие именно отрасли в «Укрзализныце» являются убыточными. Однако в компании говорят о 5-9 миллиардах гривен ежегодных убытков от пассажирских перевозок. При этом конкретные цифры никто не показывает, а «Укрзализныця» содержит целую армию ветеранов, которым выплачивает пенсии. Это является сугубо государственной функцией, а не «Укрзализныци». Именно это ведет к убыточности компании. Более того, в предприятии прошла целая серия коррупционных скандалов. Например, у нового замначальника управления по охране труда конфликт интересов с другими руководителями компании. Это явно говорит о коррупционной составляющей.
- Возможно, на цену повлияет новое питание в поездах?
- У «Укрзализныци» есть идея установить в вагонах микроволновки и кэтринг (выездная кухня, - Авт.). Это повод для повышения тарифов. Питание на борту уже было в поезде «Киев-Москва». Но это лишь было одной из опций за дополнительную плату.
- Улучшится ли сервис поездок после повышения цен на билеты 24%?
- Нет. Поезда, как были разваленными, так и останутся. Отмечу, что наши вагоны списывают с рекордной стоимостью. Если вспомнить времена, когда разваливался СССР, то в парке «Укрзализницы» было около 10 тысяч пассажирских вагонов. Сейчас компания отчитывается о наличии только 3000 вагонов. То есть, их количество сократилось в три раза. Когда ведется речь о закупке новых вагонов, на практике приобретается максимум 100 штук в год. На фоне отложенных ремонтов составов и износа парка, этого недостаточно. Соответственно, очередное повышение тарифов никак не повлияет на сервис.
- Можно ли не допустить подорожания тарифов и хотя бы улучшить качество сервиса?
- Украинцы должны писать как можно больше жалоб на состояние вагонов и требовать по линии защиты прав потребителей от «Укрзализныци» улучшить сервис.
- Сколько списанных вагонов компания выпускает на маршрут?
- Около 70%. Их возраст превышает 25 лет. То есть они физически не могут соответствовать нормам. Ездить в таких вагонах опасно для жизни. Неоднократно на пассажиров падали полки. Хотя это является страховым случаем, получить компенсацию практически нереально. При этом ежегодно на страховку уходят миллионы гривен, и только единицам удается отстоять свои права в суде.