Меня чрезвычайно интересует реакция народа на то, что будет меняться пенсионный возраст, и реакция властей на это.
У меня ощущение, что власть в лице, очевидно, Путина и его окружения или не ожидала такой реакции, или же сочла, что с этим можно легко справиться, ну, как обычно считают в России, что, подумаешь, так сказать, народ недоволен – ничего, съест. И как-то очень плохо, на мой взгляд, подготовились к этому делу, очень плохо подготовились с точки зрения объяснений, почему это абсолютно необходимо и без этого вообще никак нельзя добиться того, чтобы была более или менее приличная пенсия, потому что то, что получают люди сегодня после многих и многих лет работы – это ведь на самом деле постыдные суммы. На эти деньги жить в общем-то нельзя. По идее пенсия должна так быть построена, что человек будет жить. Может быть, не так хорошо, как он жил до того, но поскольку он что-то отложил и поскольку он получает более или менее приличную пенсию, то обычно он живет нормально. Это некая не то что бы награда, но некое выполнение обязательств государства перед человеком, который всю жизнь платил налоги и всю жизнь работал.
Я не знаю, помните ли вы такой фильм «Калина красная»; наверное, многие из вас не помнят или не видели, а жаль, потому что это был замечательный советский фильм. Там есть сцена, когда главное действующее лицо, которое является самым настоящим бандитом и который давно свою маму не видел, деревенскую женщину, бедную, старую, он, освободившись, приходит к ней и слышит разговор о том, какая у нее пенсия. Я не помню точную цифру, кажется, это было что-то порядка восемнадцати рублей. Это было в другое время, конечно, но это абсолютно издевательская сумма. И по сути дела сегодня она такая же.
В чем проблема? Проблема прежде всего в том, что у нас очень низкие налоги. Давайте так: признаемся, что тринадцать процентов, плоская шкала – это очень низкий налог по сравнению с любыми странами, к которым мы стремимся по уровню. Это во-первых.
Во-вторых, у нас низкая производительность труда.
В-третьих, у нас слишком много народу получает пенсию. В пятьдесят пять лет выходить на пенсию, когда человек еще полон сил, я имею в виду в данном случае женскую пенсию, и в шестьдесят лет для мужчин – для мужчины сегодня шестьдесят лет – это не старость. И для того чтобы повысить пенсию, нужно, во-первых, уменьшить количество людей, получающих эту пенсию. Это можно сделать только одним путем. Ну, конечно, можно часть расстрелять, тогда там останется меньше, но если идти не по сталинскому пути, а как-нибудь по-другому, то тогда, значит, нужно повысить пенсионный возраст.
Почему? Потому что благодаря успехам медицины, благодаря успехам науки люди живут дольше. У нас тоже был период, когда очень долго и не жили, жизнь была относительно короткая по сравнению с развитыми странами. Сейчас это уже меняется, сейчас уже пошло за семьдесят, а это уже более или менее прилично. Тоже не здорово, но более или менее прилично. Значит, люди живут дольше, а рожают-то они не больше, рожают они меньше. Значит, количество людей, которые работают и платят налоги и таким образом обеспечивают те деньги, которые в конце концов частью превратятся в пенсию, их меньше. Значит, раз их меньше, то и денег меньше, а получающих больше. Ну, не получается по арифметике, ну никак.
Конечно, могут возразить: да, вот в других странах, где пенсионный возраст выше, там и живут дольше. Да, живут дольше, – и работают лучше, и производят больше. Это тоже все так.
Поэтому, на мой взгляд, власть очень плохо объяснила людям, почему это необходимо. И очень любопытно, что президент Путин фактически ничего не говорит об этом, практически никаких публичных заявлений по поводу увеличения пенсионного возраста он не делает. Почему?
Ну, для меня это очевидно: потому что на этом можно потерять популярность, потому что все-таки большинство народа очень недовольны. Теперь говорят о том, что да, но не так скоро, это надо чуть-чуть отложить.
Ну и вопрос о том, что женщины и мужчины должны уходить в один и тот же возраст, что понятно, не говоря о том, что женщины живут дольше. Но у нас организация такая, что наши женщины ведут и домашнее хозяйство, и работают, и поэтому должны быть особые условия, и вообще есть наши российские традиции: традиции такие, что курица не птица, а баба не человек. И поэтому к ней надо относиться не так, как к человеку, очевидно.
Звучит, на мой взгляд, странная и, по-моему, позорная и плохо объясненная история, но неизбежно это будет происходить, неизбежно. И мне показалось, что если возникают по этому поводу вопросы, то надо просто понять, вот два и два – четыре, нет, пять не получится, и шесть не получится. То есть реальное положение с народонаселением таково, что, если мы хотим иметь приличную пенсию, или, скажем так, достойную пенсию, или хотя бы непостыдную пенсию, то придется менять эту систему. Это поняли наверху, видимо, и то не все, и поняли-то они поняли, а вот объяснить как-то по существу…