В рамках Московского урбанистического форума MUF 2018 состоялась панельная дискуссия «Большой Париж – Большая Москва. Итоги реализации градостроительных проектов». Организаторами мероприятия выступил Департамент развития новых территорий г. Москвы и Московский центр урбанистики «Город».
Проекты «Большой Париж» и «Большая Москва» стартовали с незначительной разницей во времени 6 лет назад, с момента присоединения к российской столице территорий Московской области, которые сейчас называют Новой Москвой. Оба проекта имеют во многом схожие цели, но зачастую диаметрально противоположные методы реализации.
Обмен опытом между крупнейшими столицами, апробация новейших подходов в проектировании и архитектуре, результаты реализации проектов – эти темы стали основными в ходе дискуссии. И, надо отметить, что результаты участниками мероприятия были признаны впечатляющими.
Морис Леруа, экс-министр Франции по вопросам городской политики и Большого Парижа, советник вице-мэра Мэра Москвы по развитию проекта «Большая Москва», признался, что «Большой Париж» не успевает за темпами развития «Большой Москвы»: «Проблемы у наших городов похожи. Мы развиваем в Париже большое автоматизированное метро без машиниста, которым очень гордимся. Однако когда видим бурное развитие метро в Москве, такое количество новых станций, то понимаем, что не успеваем за такими темпами». Экс-министр подчеркнул, что впечатлен изменениями, которые произошли с Москвой за последние шесть лет, а также отметил, что «Большой Париж – Большая Москва» - это два взаимообогащающих проекта.
Руководитель Департамента развития новых территорий города Москвы Владимир Жидкин, начиная свое выступление, напомнил о важном историческом событии - 300 лет назад, во времена Петра I, начались дружественные отношения России и Франции.
«За последние шесть лет накоплен серьезный опыт реализации мегапроектов, позволяющий обсудить результаты, тенденции и подходы к решению общих для двух столиц проблем. Одна из них – моноцентризм и перегруженность в действующих границах. Урбанистические мегапроекты призваны решить эти проблемы, дать импульс к экономическому росту и благоустройству территорий, развитию их экологической составляющей», - отметил Жидкин.
Чиновник основной задачей и вызовом при развитии новых территорий столицы обозначил создание уровня жизни в Новой Москве, не уступающего и даже превосходящего уровень жизни в старых границах столицы. И поделился интересными фактами: на совещании с московским департаментом образования было отмечено, что в одном из детских садов в ЦАО за год на 30% уменьшилось количество детей. Оказалось, что жители центрального округа приобретают недвижимость в Новой Москве и переезжают туда на постоянное местожительства – в более экологически благоприятные условия и со значительными свободными средствами, которые остаются из-за разницы стоимости квадратных метров.
Так же были затронуты и другие немаловажные вопросы: развитие парков и прибрежных территорий, создание интеллектуальных рабочих мест и вывод производств за черту города.
Руководитель Управления социально-политических исследований ВЦИОМ Кирилл Родин отметил высокую поддержку властей со стороны жителей присоединенных территорий - 71% считают, что Новая Москва меняется в лучшую сторону, а 60% положительно оценивают действия властей в области градостроительства, что дает большой кредит доверия, в том числе в вопросах экспериментальных проектов. Многие отмечают недостаточное количество досуговых мест и зон отдыха, но с точки зрения проживания с маленькими детьми большинство считают Новую Москву более привлекательной и удобной. Также респонденты отмечают недостаток транспортной инфраструктуры.
Проблемы развития транспортной инфраструктуры затронул и
гендиректор торгово-промышленной палаты Парижа и Парижского региона Этьен Гийо. Он рассказал, какие решения используются во французской столице: «В Париже транспортная инфраструктура связывает районы, не проходя через центр. У нас есть кольцевая дорога, железнодорожное сообщение, однако железнодорожная транспортная система, с одной стороны, не должна мешать парижанам, с другой стороны, не должна нарушать работу предприятий, которые зависят от железнодорожного сообщения. Решили задачу мы следующим образом: мы построили дополнительные кольцевые трассы и железную дорогу вокруг Парижа и сделали акцент на общественном транспорте. В этом плане стратегии развития Большой Москвы и Большого Парижа сильно совпадают». При этом Гийо подчеркнул и различия в развитии: в отличие от Франции, где транспорт развивается во всех направлениях сразу, Москва выбирает точечные расширения, к тому же Москва приросла территориями только в юго-западном направлении, Париж же расширялся равномерно.
Каким может быть общественный транспорт в Большом Париже, рассказал исполнительный вице-президент, генеральный директор Bouygues-Европа Эммануэль Форест. Он акцентировал внимание, что ему очень понравился опыт московской МЦК: « Когда мы проектировали города-спутники Парижа, мы не хотели, чтобы они стали спальными районами, и нам это удалось. Чтобы решить вопрос доступности этих сателлитов, мы смотрим на опыт Москвы, на новый вид транспорта МЦК, вполне возможно, скоро и у нас такой появится – метрополь Большого Парижа. Мы уже предложили проекты 50 станций».
Впрочем, и Москва заимствует лучший опыт у французских коллег. Пример нового подхода к проектированию территорий – административно-деловой центр Коммунарка. О ходе реализации одного из ключевых объектов по развитию территорий рассказал директор по развитию АО «Мосинжпроект» Наиль Сайфуллин: «Проект АДЦ Коммунарка – один из крупнейших и передовых районов Новой Москвы, который находится в зоне ответственности Департамента развития новых территорий и АО «Мосинжпроект».
«Мосинжпроект» является основным партнером Правительства Москвы по всем инфраструктурным проектам, сегодня переходит в новую для себя стадию – в оператора развития новых территорий, где наша функция не будет ограничиваться только строительством объектов инфраструктуры, транспортно-пересадочных узлов и объектов улично-дорожной сети, мы будем формировать благоустроенное городской пространство.
АДЦ Коммунарка – это 550 гектаров территории, здесь уже строится 4 станции метро, 2 ТПУ и социальные объекты, формируется новая среда, которая полностью будет отвечать потребностям жителей этой территории. Мы очень надеемся, что наше взаимодействие с коллегами из Франции, которые уже предложили инновационные решения по опыту Большого Парижа, будет эффективным».
Генеральный директор ГК «А101» Сергей Качура уверен – Новая Москва будет городом нового формата:«Шесть лет назад Москва увеличилась в 2,4 раза. Если спросить, что было общего между объединенными территориями, то ответ будет – ничего. Ужасная транспортная инфраструктура, отсутствие инфраструктуры социальной и, как вишенка на торте, многие земли находились в частной собственности. Правительством Москвы совместно с областным руководством была разработана дорожная карта и определены параметры будущих проектов: предельная высотность, предельная плотность населения, требования к экстерьеру наших девелоперских проектов, наличие общественных пространств. Стало очевидным, что требования Москвы были направлены на то, чтобы в Новой Москве создавалась городская среда нового типа».
Вице-президент Института градостроительного и системного проектирования Анна Курбатова заявила, что у Москвы с Большим Парижем общая атмосфера – атмосфера агломерации. И агломерации развиваются, в первую очередь, от территории: «Говоря о Новой Москве и специфике ее пространства, нужно сказать, что этот проект стал драйвером агломерационных процессов. Нашим институтом за последние пять лет было разработано около десятка различных проектов для Новой Москвы и более 50 проектов для Московской области. И практически на всех этих проектах мы всегда рассматривали Москву и область как пространственно-территориальную структуру, которая позволяет и одному, и другому субъекту Российской Федерации выходить за свои границы, за границы своего комфорта. Это важный аспект экономического развития».
Завершил дискуссию заместитель директора по внешним коммуникациям АО «Мосинжпроект» и сопредседатель МЦУ «Город» Алексей Расходчиков. Он отметил важность диалога на различных площадках: «У нас было два дня очень интересной дискуссии с коллегами из Франции по теме Большой Москвы, по теме городов будущего. Для того, чтобы человек действительно встал в центре городских изменений, к сожалению, недостаточно только доброй воли. При изменении городского пространства очень много заинтересованных сторон, крупного бизнеса и организаций. Стейкхолдеры, конечно, обладают бОльшими ресурсами, чем простые горожане, и голос горожанина, увы, слабо слышен во многих мегаполисах. Такие совместные сессии - это очень ценный опыт. Хотелось бы и дальше продолжить обсуждение в рамках нашего центра урбанистики «Город», в рамках «Трианонского диалога», ну, и в следующем году на международной выставке MIPIM».