На фантастическом острове Утопия нет частной собственности, распределение благ происходит по потребностям его обитателей, а труд является всеобщей обязанностью.
Томас Мор «Утопия» (1516)
Эта идея была озвучена английским политиком и гуманистом Томасом Мором еще 500 лет назад. С тех пор название произведения, как и имя самого автора, стало нарицательным.
Утопия воплотила в себе мечты о Земле обетованной как о воплощенной религиозно-мифологической идее. Этот греческий термин буквально переводится как «благословенная страна», но есть и другой вариант перевода — «место, которого нет».
Литературоведам известно, что в своем труде об идеальном обществе Мор опирался на диалог Платона «Государство». Томас Мор не был фантастом, и его памфлет носил в первую очередь критику на современное ему социальное устройство.
Томмазо Кампанелла «Город Солнца» (1602)
Итальянец Томмазо Кампанелла продолжил развивать идеи Мора в своем «Городе Солнца». Повествование ведется от лица мореплавателя, попавшего в мифический город, организованный по образцу монашеского ордена.
Жители города Солнца (солярии) живут по ясным и немногочисленным законам, тексты которых вырезаны у храмовых дверей. Судебные процессы проходят гласно, а наказание предусматривается за проявление малодушия, нерадивости и гордыни.
Воспитанием детей занимается государство, научное и общественное совершенствование становится смыслом жизни. В этом мире, в отличии от острова Утопии, неверных супругов не продают в рабство.
Фрэнсис Бэкон «Новая Атлантида» (1627)
В зависимости от способов и вариантов видоизменения общества можно вычленить технократические, политические и эволюционно-социологические утопии — попытки конструирования максимально совершенного государства за счет эффективного механизма власти, науки и самосовершенствовании человека.
Развитие науки нашло свое отражение в технократическом мире, где во главе угла стоят ученые и научные сотрудники. Наука здесь — главное средство прогресса. Она носит статус абсолютного блага, ведь ее развитие служит главным принципом для построения утопической модели.
Идейным воплощением служит незаконченная книга английского философа Фрэнсиса Бэкона «Новая Атлантида».
Многие прогнозы основоположника научного материализма выглядят по-настоящему пророческими: воздухоплавание, кинематограф, подводные лодки, генная инженерия, телевидение и криогеника.
Эдвард Беллами «Взгляд назад» (1888)
На земле воцарилось всеобщее равенство и процветание. Денежные отношения отменены, а вместе с ними исчезла и преступность.
В этом новом социалистическом мире искусство используется в терапевтических целях, а усовершенствованная система образования воспитывает в людях альтруизм.
Всего этого удалось достичь благодаря расцвету техники, но при этом отношения в мире «золотого века» предельно регламентированы: государство жестко контролирует частную жизнь своих граждан.
Такую картину нарисовал американец Эдвард Беллами в своем романе «Золотой век».
Произведение снискало большую популярность у его современников, но причины торжества урбанизации и механизации вызвали критику со стороны другого мыслителя из Англии.
Уильям Моррис «Вести ниоткуда или Эпоха спокойствия» (1890)
В ответ на «Взгляд назад» вышла книга художника и социалиста Уильяма Морриса. Главный герой оказывается в коммунистической Англии будущего, где царит всеобщее равенство и гармония с природой.
Основным отличием этой утопической модели стало отношение к полезному труду, который должен стать самоцелью.
Кустарное производство заменило технику, а люди живут общинами, так как в государстве отпадает надобность. То же самое касается и института брака, порожденного корыстью. Нет больше голода и принуждения, а стимулом к работе становится жажда творчества.