Сотрудник спецназа Вооруженных сил РФ, который накануне рассказал тюменскому штабу Навального о якобы имевшем место опросе Минобороны среди военнослужащих о готовности открывать огонь по протестующим, раскрыл Znak.com свою личность. Он заявил, что служит в 159-м отряде специального назначения по борьбе с подводными диверсионными силами и средствами (ПДСС) с дислокацией в Павловске (Тихоокеанский флот). Он предоставил редакции фотографии военного билета и карточки с личным номером.
Согласно документам, бойца зовут Артур (фамилию он попросил не указывать в публикации), он 1999 года рождения, уроженец города Кургана. На службу призван курганским военкоматом в 2017 году. В декабре 2018 года ему присвоена воинская должность «стрелок» в войсковой части № 87200 (относится к 159-му отряду спецназа по борьбе с ПДСС). По его собственным словам, имеет звание старшины второй статьи (соответствует сержанту). Служить он пошел по призыву в 18 лет, попал в 79-ю отдельную мотострелковую бригаду (Калининград), с осени прошлого года служит в отряде ПДСС.
Бойцы отряда, рассказал Артур, помимо участия в боевых походах и охраны кораблей Тихоокеанского флота, занимаются также обеспечением безопасности саммитов, проходящих во Владивостоке, участвуют в ловле браконьеров. Об их отряде снимал сюжет телеканал «Звезда».
По его словам, опросные листы в январе этого года выдали бойцам отряда представители Минобороны. Анкетирование было только на политическую тему, утверждает он.
«Мы сейчас жалеем, что не смогли сфотографировать и выложить опросные листы. Не было такой возможности. Думали, что такой опрос проводится по всей России. В больших городах попроще, бойцы, мы подумали, смогут снять и выложить этот опрос. Думали, найдем потом в интернете», — рассказал он.
По словам спецназовца, он сам и все 110 человек — именно столько входит в отряд — ответили единогласно, что никого из оппозиционных политиков не поддерживают (было порядка десяти вариантов ответа) и готовы, если поступит приказ, открыть огонь по протестующим.
«Иначе никак. Листы были не анонимными, на бланке надо было вписывать свои фамилию, имя и отчество. Все отвечали так, как хотело бы видеть структурное ведомство. Потому что какой смысл на них отвечать, показывать свое мнение, если потом приедут и спишут [в запас] по какой-нибудь фигне, и все», — сказал военнослужащий.
Об опросе Артур, по его словам, в марте написал письмо в штаб Навального во Владивостоке, однако там сообщение проигнорировали. Тогда в начале мая он написал сразу в три региональных штаба оппозиционера — в Екатеринбурге, Челябинске и Тюмени. «Тюменцы отреагировали первыми, хотя на сообщение ответили и два других штаба», — объяснил боец. На вопрос, почему он решил обратиться в штаб Навального, Артур ответил, что считал, что это единственное место, куда можно пойти.
Артур также рассказал о своей форме, в которой давал интервью тюменскому штабу Навального. Минобороны, напомним, назвало выступающего «ряженым». «Запечатленного на съемке сочетания элементов одежды и шевронов не существует ни в одном российском государственном ведомстве. „Ряженый“ не знает и выдумывает названия несуществующих структурных подразделений Минобороны России, как, например, „генеральное управление бригады ГРУ спецназа“», — вчера заявили Znak.com в министерстве.
«У нас есть установленная расцветка формы, — ответил на эти слова Артур. — Командование разрешает использование собственной формы для выполнения поставленных перед отрядом задач. По поводу нашивок — это все боец решает вообще индивидуально. Если он хочет носить на кепке российский флаг — он у нас носит. У нас в отряде нет такого, что мы носим только уставную форму одежды. У нас установлена только расцветка. Командир сказал купить форму с расцветкой A-Tacs. Мы покупали ее за свои деньги». На вопрос о том, почему солдаты за свои деньги покупают форму, он ответил, что «нас обеспечивают зеленой уставной формой: летний, зимний комплекты», однако «командир сказал, что мы — подразделение спецназа, поэтому ходить в уставной форме не станем».
Как ранее писал Znak.com, 21 мая тюменский штаб Навального разместил видеоинтервью с неназванным сотрудником Вооруженных сил РФ. По его словам, в начале 2019 года «к нам приехали люди из Москвы», привезли бланки с опросами, которые не были анонимными. «Они пытались выяснить наши политические убеждения, взгляды, каких оппозиционных политиков мы поддерживаем. Самый неприятный вопрос, который там стоял, — если начнутся какие-то волнения и митинги, сможем ли мы, если поступит приказ от командования, применить оружие против митингующих. Все, с кем я контактировал, говорили мне, что раньше такого не было. Это очень многих повергло в шок», — рассказал в видеозаписи неназванный сотрудник. Самого бланка с вопросами в видеозаписи не представлено.
В ответ на это Минобороны РФ назвало видео «примитивной фальшивкой». При этом на главный вопрос корреспондента Znak.com — проводился ли представителями Минобороны вообще такой опрос среди военных — в ведомстве предпочли не отвечать.