Реальным механизмом улучшения инвестиционного климата в России могло бы стать повышение качества содержания заключённых в российских тюрьмах. Ведь что останавливает инвестора? Страх перед зоной. Его пугает на столько то, что у него отберут собственность — бизнесмены люди рисковые, сама суть бизнеса предполагает наличие финансовых рисков, — сколько то, что в попытке этот бизнес у него отобрать, его посадят.
Понятно, что сидеть никому и нигде не хочется, но в случае с российской тюрьмой речь идёт не просто о нежелании, нет. Речь идёт об экзистенциальном ужасе.
А теперь представьте, что бизнесмен уверен — что бы ни случилось, но сидеть он будет с горячей водой, нормальным туалетом, приличной библиотекой, ежедневными прогулками и его ТОЧНО никто не будет ни пытать, ни унижать. Ни сокамерники, ни тюремщики…
Ограничить возможности МВД, ФСБ, СК и прокуратуры в части возбуждения уголовных дел российские власти не могут. Это очевидно, именно их право произвольно сажать кого угодно и когда угодно является реальной политической опорой режима. Но навести порядок во ФСИН все-таки можно.
Режим ведь не безрукий, в конце концов. По отдельным направлениям он вполне способен обеспечивать прорывы. В целом — в масштабах всей системы — нет, а по отдельным направлениям, в рамках отдельных проектов — да. Сделал ведь Греф из Сбербанка нормальный банк, за который не стыдно. И чемпионат мира прилично провели, и центр Москвы вылизали, и операцию по присоединению Крыма организовали.
Доведение системы ФСИН до мировых стандартов должно стать главным национальным проектом. Пожалуй это единственное, что может помочь оживить экономику страны.
Короче, руководителем этого ведомства надо поставить не профессионального тюремщика, а хорошего экономического менеджера, искренне сочувствующего бизнесменам. Я бы предложил Грефа. Можно, наверное, и Кудрина. Да хоть Медведева. Премьера все равно менять надо — хотя бы по политическим соображениям, — а тут ему такой масштабный проект вручается. Давай, дескать, спасай Димон, докажи, что ты можешь!..
Да, естественно, что обновлённый ФСИН подчиняться должен напрямую президенту, а никакому ни Минюсту.