Вся современная украинская историография и производное от нее - идеология украинства, строятся на целом ряде мифов. Один из них - о героической борьбе за свободу и независимость Украины дивизии СС «Галичина» («Галиция»), сформированной из числа украинских националистов.
Тут стоит отметить, что в отличие, например, от сказок о «древних украх» легенды об украинских эсэсманах все же содержат некий элемент правды (они существовали в реальности), и поэтому они особенно ценны для идеологов украинского национализма. Сегодня на Украине со всеми возможными почестями осуществляют перезахоронения предполагаемых останков эсэсовцев, при этом почетные караулы наряжаются в полевую форму Ваффен СС. В захваченном украинскими формированиями Славянске развернут музей, центральная экспозиция которого посвящена «защитникам Украины» из «Галичины».
К настоящему моменту на Украине выпущено множество всевозможной литературы, посвященной этому соединению, от «научных» монографий, до детских комиксов, описывающих «славный боевой путь» и «подвиги» украинских эсэсманов. Правдивая информация в них исчерпывается всего двумя фактами - такая дивизия была в действительности, и ее рядовой и младший командный состав был представлен западными украинцами. Все остальные россказни об успешной борьбе «галичан» с «красными» и «москалями» - художественный вымысел.
В действительности никаких подвигов и достижений в активе этого формирования не присутствовало. Какова же реальная история «Галичины»? Вопреки ее формальному «стрелковому» статусу эта дивизия была в реальности полицейской по ее структуре, системе вооружения и, главное, по специфическим навыкам личного состава. Собственно, и сформирована она была из отрядов вспомогательной «украинской» полиции.
Напомним, что нацисты с первых месяцев войны начали создавать коллаборационистские формирования для борьбы с советскими партизанами и диверсантами, охраны складов и коммуникаций и поддержания нацистского «порядка» на оккупированных территориях.
Преследовали эти формирования и пропагандистские задачи, демонстрируя «поддержку германских освободителей местным населением».
Впрочем, главной их задачей было освободить немецкие штыки от поддержания порядка в тылу для самого важного дела - уничтожения РККА и завершения блицкрига.
Кроме того, ряд немецких военачальников, преимущественно старой военной школы, старались избавить своих солдат от участия в карательных действиях и этнических чистках, полагая, что участие в таких акциях деморализует военнослужащих, превращая их из солдат в палачей, что снижает их боевую ценность. Так что всю «грязную работу» прусские аристократы с радостью спихивали на войска СС и «туземные» формирования.
А значительная часть западных украинцев охотно шла в «полицаи» в надежде получить сытный паек, власть над односельчанами и возможность свести счеты со своими врагами, а также с поляками и евреями. Ни о какой «украинской державе» они и не помышляли. Да и их германские хозяева с первых своих шагов на украинской земле отчетливо дали понять - создание украинской государственности в их планы не входит, а их планы на земли Украины серьезно отличаются от «мрий» украинских националистов.
Вот из таких «патриотов» и была создана дивизия. Надо сказать, что немцы первоначально не оценили реального значения и размаха партизанской войны, наивно полагая, что иррегулярных отрядов из вооруженных трофейными трехлинейками и «максимами» предателей и перебежчиков, будет вполне достаточно для обуздания «красных бандитов». Однако вскоре им стало ясно, что для успешной войны «в сумраке леса» необходимы не просто обученные бойцы, а высококлассные профессионалы, которых уже катастрофически не хватало.
Резко ухудшившаяся ситуация в собственном тылу вынудила немцев начать работу по превращению вспомогательной полиции в подобие боеспособных армейских частей. Впрочем, тяжелым вооружением их обычно не «перегружали». Во-первых, для фронта не хватало, а во-вторых, все же особого доверия этим «унтерменшам» не было.
Так из разрозненных полицейских отрядов к весне 1943 года была сформирована дивизия СС «Галиция». Причем, ее немецкие офицеры констатировали отвратительнейшую дисциплину среди рядового украинского состава, сносный уровень которой не удавалось поначалу достигнуть даже суровыми репрессиями.
Некоего сходства с армейским соединением титаническими усилиями немецкого персонала удалось достичь только к весне 1944 года. Во всяком случае, дивизию признали достаточно боеспособной для того, чтобы ее привлечь к контрпартизанским операциям, как полноценное войсковое соединение. Однако стремительно сдвигающаяся на Запад линия фронта заставила гитлеровцев использовать карателей для борьбы с регулярными частями Красной Армии.
25 июня украинских эсэсовцев перебросили под Броды, где они составили второй эшелон немецкой обороны. Но уже 15 июля их вместе с двумя танковыми дивизиями вермахта бросили в контратаку против наступающих частей 1-го Украинского фронта. Контрудар был отбит, а панцергренадеры вместе с их «украинскими союзниками» обращены в бегство.
А уже 18 июля, наступая сразу с двух сторон, войска 1-го Украинского фронта взяли немецкую группировку и входящую в ее состав «Галичину» в «котел». Из окружения сумели вырваться только 500 украинских эсэсовцев (к началу разгрома в дивизии насчитывалось свыше 15 тысяч солдат и офицеров), все остальные были уничтожены или взяты в плен.
Современные украинские «историки» пишут, что именно против «украинской» дивизии советское командование бросило все лучшие силы. Чуть ли не по личному приказу Сталина, который, якобы особенно ненавидел украинцев. В действительности, советские воины узнали, что сражались против коллаборационистов, когда те уже были разгромлены. Впрочем, к этому моменту красноармейцы успели уже перемолоть множество самых разных национальных формирований, и удивить их чем либо было трудно. Во всяком случае, в воспоминаниях советских участников тех событий никакого ажиотажа по поводу «Галичины» не присутствует.
Можно сказать так - войска 1-го Украинского фронта перемолотили «украинскую» дивизию даже не заметив этого. Так быстро и бесславно закончилась военная история «гордости украинской нации», как называют современные украинские «историки» эсэсовскую дивизию.
Впрочем, гитлеровцы не хотели терять этот бренд, и в августе 1944 года они сформировали новую дивизию СС «Галиция». Но использовать ее против Красной Армии уже не рисковали, возложив на нее исключительно карательные функции.
Справедливости ради добавим, что и немецкие каратели показывали крайне невысокую эффективность в бою против регулярных войск. Так, единственная попытка использовать против РККА печально знаменитую бригаду Дирлевангера закончилась ее разгромом и огромными потерями карателей.